Этот поход я планировал несколько месяцев, тщательно прорабатывая маршрут. Некоторые точки на карте были мне уже знакомы, другие предстояло исследовать впервые. Главной целью был город Припять. Нам предстояло пройти пешком около 50 километров в одну сторону, обходя контрольно-пропускные пункты, уклоняясь от встреч с патрулями и охраной, а воду добывать из природных источников, обязательно фильтруя её. Проникновение в закрытую зону возможно только под покровом ночи — днём шансы быть замеченными и задержанными полицией слишком высоки.
Ограждение Чернобыльской зоны
Что влечёт меня в запретную зону?
Официальные автобусные туры кажутся мне пресными и предсказуемыми. Разве что первый раз, как это было у меня в 2007-м, они могут произвести впечатление. К тому же, я почти год проработал гидом в таких санкционированных поездках. Нелегальный же поход — это совершенно иное. Это настоящая свобода и многогранный экстрим: постоянная игра в прятки с полицией, регулярные замеры радиации, исследование заброшенных локаций, навыки выживания, когда нужно самому добывать воду и строго рассчитывать ресурсы. Это планирование маршрута и умение по нему следовать, не сбившись с пути. Для меня это ещё и особый отдых — возможность насладиться удивительной, почти нетронутой природой. В зоне отчуждения, как ни парадоксально, есть множество по-настоящему диких и красивых мест с абсолютно безопасным радиационным фоном.
Заброшенное село в Чернобыльской зоне отчуждения, 2019
Если вам лень читать далее, можете просто посмотреть это видео.
Начало пути: скрытное приближение
К границам зоны мы, как обычно, добрались на личном автомобиле, чтобы минимизировать риски на этапе проникновения. Известно, что пограничники и полиция отслеживают автобусные рейсы и даже присматривают за некоторыми таксистами из города Иванкова, куда часто приезжают сталкеры, чтобы затем нанять машину до точки заброса. Мы же оставили автомобиль у моего знакомого в одном из сёл, расположенных рядом с периметром. Далее — пеший переход до самого ограждения, быстрый проход через колючую проволоку и стремительное углубление в лесную чащу.
Идти поначалу было легко: все полны сил и энтузиазма. Погода стояла тёплая, вокруг пели птицы, воздух был напоён ароматами цветущих растений — настоящая весна. Единственным неудобством была обильная роса на траве, моментально промочившая нашу обувь. План на первую ночь был таким: проникнуть в зону, пройти 11 километров до реки, организовать переправу, выйти к заброшенному селу и устроить там ночлег. Утром же предстояло двигаться дальше, к Припяти, пробираясь лесом и предельно осторожно пересекая основные дороги, где высока вероятность столкнуться с патрулями.
Ночная переправа сквозь туман
Когда идёшь в компании из четырёх человек, невольно расслабляешься. Чувство спокойствия и безопасности притупляет бдительность, которая была бы острее, если бы нас было двое. Мы шли по малохоженым тропам, которыми редко пользуются сталкеры и о которых, вероятно, не знает полиция. Благополучно дойдя до места предполагаемой переправы, мы столкнулись с неожиданным препятствием: из-за перепада температур между водой и воздухом над рекой стлался густой пар, полностью скрывавший противоположный берег. К счастью, у нас была с собой надувная лодка. Быстро накачав её, мы начали переправу: сначала перевезли вещи, затем — двух наших новичков. Лодка, рассчитанная на двоих, вполне комфортно вмещала троих.
Завершили мы переправу уже на рассвете. Добравшись до села, мы нашли крепкий, хорошо сохранившийся дом, внутри которого было просторно и даже уютно. Там мы и легли спать.
В зоне отчуждения спишь особенно крепко — сказывается накопившаяся физическая усталость и постоянное нервное напряжение.
Продолжение следует.
