Наша машина медленно двигалась по пыльной грунтовой дороге, обгоняя поросшие высокой травой холмы с полуразрушенными воротами. Сложно было представить, что всего несколько десятилетий назад это место было строго охраняемым стратегическим объектом, где базировалась одна из самых мощных авиационных группировок в этом регионе.
Расцвет Щучинского аэродрома в советскую эпоху
Аэродром первого класса в Щучине расположен всего в полутора километрах от города с таким же названием. Его бетонная взлётно-посадочная полоса протяжённостью два с половиной километра разделяла территорию на две функциональные зоны.
Перед полосой базировался 979-й истребительный авиационный Волковысский Краснознамённый ордена Суворова полк, а за ней — 10-й отдельный разведывательный авиационный полк. Южнее находились склады боеприпасов и база горюче-смазочных материалов.
Хотя аэродром появился здесь ещё в 1939 году после Польского похода Красной армии, капитальная бетонная взлётная полоса была построена только после Великой Отечественной войны. Перед началом войны здесь дислоцировался 122-й истребительный авиационный полк, летавший на самолётах И-16, который понёс серьёзные потери от немецких авианалётов.
После строительства бетонной ВПП и защищённых укрытий для самолётов сюда перебазировали реактивные Ил-28. Интересно, что хотя ангаров построили немало, места под их сводами всё равно не хватило для целой эскадрильи разведчиков и аэродромных тягачей.
Любопытный исторический факт
В период с 1990 по 1991 год на авиабазе в Щучине оказались практически все имевшиеся в СССР МиГи-25БМ — около сорока самолётов для прорыва вражеской ПВО, сведённые в три эскадрильи. Сложно сказать, было ли это продуманным решением командования или следствием нарастающего хаоса в управлении вооружёнными силами накануне распада страны.
Путешествия по таким заброшенным военным объектам всегда рождают больше вопросов, чем дают ответов — чувствуешь одновременно и восхищение былой мощью, и грусть от увиденного запустения.
Упадок и современное состояние
После распада Советского Союза авиабаза в Щучине долгое время представляла собой печальное зрелище. Мародёрство достигло таких масштабов, что люди растаскивали даже массивные бетонные плиты с взлётно-посадочной полосы.
Многие здания и сооружения были либо уничтожены, либо заброшены, а территория постепенно превращалась в огромную свалку. Хотя сегодня базу удалось спасти от полного уничтожения — взлётную полосу передали в частные руки, в бывшем диспетчерском пункте теперь содержат лошадей, а в ангарах хранят сено — это, скорее, проявление местной хозяйственной смекалки, чем сохранение исторического наследия. Военная история этого места фактически завершилась.
Что осталось сегодня
Сейчас на территории бывшей авиабазы сохранилось не так много интересного, но заброшенные ангары для самолётов по-прежнему привлекают внимание. Здесь можно увидеть сохранившиеся запорные механизмы и мощные защитные двери, которые должны были укрыть технику от ударной волны в случае вражеской бомбардировки.
Арочная конструкция ангаров, обвалованная грунтом и оборудованная аварийными выходами, представляет собой типичное для военных объектов решение — оно сочетало хорошие защитные характеристики с относительной скрытностью и приемлемой стоимостью строительства.
Хотя значительную часть укрытий-ангаров уже заняли арендаторы, здесь всё ещё много заброшенных сооружений, которые будут интересны путешественникам, увлекающимся историей советской военной авиации.
Координаты объекта: 53.59169, 24.77174
