Необычный грузовик: как портальный автолесовоз Т-140М2 решает проблему перевозки досок

Всем привет! Хочу поделиться одним интересным наблюдением. Этой весной, когда я ехал из Москвы в Рязань, мне на глаза попался весьма необычный автомобиль — высокий, на длинных ногах, настоящий «колченогий» великан. И я сразу задумался: а для чего вообще нужна такая машина?

Проблема лесопильного производства

Представьте себе: у вас есть собственная лесопилка. Пилорамы и станки исправно превращают брёвна в ровные, качественные доски. Спрос на продукцию стабильный, поэтому вы продаёте её практически сразу после изготовления. Всё идёт хорошо.

Вы решаете расширить дело: покупаете дополнительное оборудование, увеличиваете объёмы. Склад начинает постепенно заполняться готовыми досками, деньги поступают регулярно. Но тут возникает логистическая сложность: как эффективно перемещать эти самые доски от станков на склад?

Традиционные способы и их недостатки

Использовать обычный грузовик — не самый удобный вариант. Для погрузки длинных досок потребуется кран или манипулятор. Можно, конечно, нанять разнорабочих, но это создаёт дополнительные хлопоты: поиск людей, управление коллективом, зависимость от человеческого фактора. Нужно было более элегантное и самостоятельное решение.

Знакомство с «колченогим» решением

И такое решение существует! Это портальный автолесовоз Т-140М2. Признаюсь, я раньше никогда не сталкивался с подобной техникой и был искренне удивлён, встретив этого «колченогого» великана на дороге.

Производили эту уникальную машину на Соломбальском машиностроительном заводе в Архангельске.

Гениальный принцип работы

Концепция этого перевозчика досок (да и других длинномерных грузов) действительно остроумна. Кабина и двигатель расположены на высокой портальной раме. Внизу же находятся гидравлические подъёмные механизмы. Вот как это работает: доски после распиловки складывают в аккуратный штабель (кстати, слово «штабель» пришло из немецкого языка — «stapel», что означает «ровный ряд»). Лесовоз подъезжает к этому штабелю, его захваты подтягивают весь пакет досок наверх, под «пузо» рамы.

Таким образом, груз оказывается поднятым и надёжно закреплённым под основной частью машины. После этого лесовоз может транспортировать его в нужное место. За один рейс Т-140М2 способен перевозить более шести тонн — весьма внушительный показатель.

Конструктивные особенности

Создавали этот автолесовоз, используя узлы и агрегаты от хорошо известных советских грузовиков — ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ. Чаще всего на него устанавливали бензиновый двигатель от ГАЗ-51 мощностью около 125 лошадиных сил. Между двигателем и ручной коробкой передач инженеры разместили реверс-редуктор. Благодаря этой хитрости у машины появилось по четыре передачи как для движения вперёд, так и для движения назад. Привод на колёса осуществлялся цепной передачей.

Манёвренность в стеснённых условиях

Одной из ключевых особенностей управления Т-140М2 является поворот всех четырёх колёс. Эта система была жизненно необходима для работы в тесных пространствах цехов лесопилок и складов, где нужно было виртуозно лавировать между многочисленными штабелями материалов.

Кстати, я веду Instagram! Заходите, подписывайтесь. Там всегда много интересного!