Мой опыт поиска истории в полях: почему я не "чёрный копатель"

Здравствуйте. Многие называют меня "чёрным копателем" — такое клеймо автоматически получает каждый, у кого есть металлоискатель. Но сегодня я хочу рассказать, как всё обстоит на самом деле, без телевизионных штампов, где любой человек с прибором представляется чуть ли не миллионером.

Реальность находок

Найти по-настоящему ценную монету, которую можно продать хотя бы за 5000 рублей, — это редкая удача, примерно один шанс из ста. За четыре года увлечения приборным поиском самая дорогая монета в моей коллекции — советская, её стоимость около 1400 рублей. Огромные ли это деньги?

При этом никто не считает, сколько ресурсов уходит на такие находки: бензин, время, еда, расходные материалы — всё это требует реальных финансовых вложений.

Что для меня значит поиск

Для меня приборный поиск — это возможность прикоснуться к остаткам цивилизации, которую наши предки когда-то завоевали, вложили в неё силы, а потом... утратили. Да, звучит грубо, но такова правда.

Мы, русские, — терпеливый народ, переживший множество страданий. Но сколько было по-настоящему масштабных народных восстаний против власти? Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить основные.

И какой вред я наношу государству, находя в поле обломок старообрядческого креста? Это поле ежегодно перепахивается техникой, все знают, что здесь была деревня, но история никому не интересна — ни власти, ни работникам культуры, ни музеям.

Вопрос собственности

По закону всё, что находится в земле, принадлежит государству — такая норма идёт ещё со времён Петра I. Отчасти, процентов на пять, я понимаю, почему полезные ископаемые — собственность государства. Но при чём здесь всё остальное содержимое земли?

Кто может доказать, что, например, этот крест потерял не мой предок? Я ведь являюсь одним из потенциальных наследников его вещей, разве нет? Завещания он не оставлял, государству крест не завещал. Почему же, если вещь потерялась и со временем оказалась в земле, она должна автоматически переходить государству?

Безразличие системы

Хорошо, допустим, это всё якобы государственное. Тогда почему государство не создаёт специальные группы, которые будут ездить по полям, заброшенным деревням, искать старинные предметы и формировать музейные экспозиции? Почему этим никто не занимается? Проще запретить поиск — пусть всё гниёт в земле, зато будет числиться государственным.

К сожалению, такая схема взаимоотношений между "верхом" и "низом" существует уже не одну сотню лет. Но я буду продолжать ездить в заброшенные, исчезнувшие деревни, показывать их вам, искать артефакты и рассказывать, как жили люди, какими монетами расплачивались, какие пуговицы носили и какие кресты имели.

Я сохраняю частицы истории и делюсь ими с вами — ради памяти, ради вас.