Наше проникновение в Припять состоялось глубокой ночью. Тусклый свет луны едва высветил массивный, поглощающий темноту проём, ведущий в некое подземное пространство. Согласно нашим картам, здесь располагалась старая, давно заброшенная база ОРС — некогда ключевой пункт хранения продовольствия и различных товаров для города. Как известно, с момента эвакуации Припяти прошло уже почти 34 года, однако в её пределах до сих пор сохранилось множество любопытных локаций, застывших в советской эпохе.
Вход в подземелье
Включив мощные фонари, мы приблизились к гигантскому входному проёму. Уже на пороге стало ясно, что внутри царит абсолютная чернота. Возможно, здесь когда-то бушевал пожар, а может, в поставарийный период здесь выжигали проводку, добывая цветной металл. Но зрелище, открывшееся нам, определённо не для людей со слабыми нервами.
В былые времена, до роковой аварии на ЧАЭС, в этих подземных хранилищах держали запасы овощей, фруктов, мяса. Сюда заезжали грузовики с провизией, которую затем распределяли по магазинам и торговым точкам всего города.
Снабжение Припяти продуктами было организовано на очень хорошем уровне. Неподалёку от этой самой базы даже проводились ярмарки и разворачивался стихийный базар.
Последствия забвения и мародёрства
После тотальной эвакуации города база ОРС одной из первых подверглась нашествию мародёров. Они вынесли всё, что представляло хоть какую-то ценность, и уже спустя пару месяцев здание оказалось полностью опустошённым.
От былого изобилия нам удалось отыскать лишь жалкие намёки. У стен валялись ржавые металлические детали и приспособления. Повсюду виднелись осколки бутылок. По всему было видно, что эти вещи старые и лежат здесь без движения с самого 1986 года.
Внутри этого сооружения всё ещё находится множество крупных металлических объектов. Пройдя до самого конца подвального помещения, мы заметили, что здесь обосновались птицы, чьё щебетание нарушало гнетущую тишину.
Призраки прошлого
В кромешной темноте мы наткнулись на массивные тележки, в которых до аварии хранили овощи и фрукты. Казалось, даже спустя 34 года в воздухе ещё витает призрачный запах тления и гниения. Этот специфический аромат я помню с детства, когда мама водила меня за продуктами в большой универмаг.
Нам посчастливилось найти кабинет заведующего овощным складом. Здесь чудом уцелели письменный стол, стул и даже сейф. Правда, сейф давно вскрыт, и денег в нём, разумеется, не осталось. Скорее всего, все средства были изъяты либо в день эвакуации, либо немного позже.
Также здесь сохранилось большое количество старых бочек:
На стенах и потолке отчётливо видны следы копоти от огня, а на полу в беспорядке разбросаны деревянные поддоны. Несмотря на материал, они выглядят удивительно хорошо сохранившимися.
Радиационная обстановка
Уровень радиации внутри помещения оказался в пределах нормы. Небольшое превышение фона было зафиксировано лишь на самом пороге базы: наш радиометр-дозиметр показал около 60 мкР/час, что примерно в 2,5 раза выше естественного фона.
В дальнем конце этого обширного и мрачного «бункера» мы обнаружили противопожарный щит, на котором всё ещё висел огнетушитель. От долгого воздействия сырости он пришёл в полную негодность и вряд ли смог бы теперь помочь в борьбе с огнём:
Наша прогулка по тёмным и пронизанным скорбью подвалам Припяти также включала посещение квартиры старшего пожарного специализированной военизированной пожарной части №6 — Владимира Тишуры. Этот герой погиб спустя две недели после аварии на Чернобыльской АЭС, получив смертельную дозу радиации при тушении пылающего реактора.
