С вами снова Дмитрий Дрозд. Продолжаю свой рассказ о путешествии вокруг Ладожского озера.
В туристической среде любят красивые названия, и «Подпорожское серебряное кольцо» – яркий тому пример. Жаль, что за звучным именем часто не стоит реальной заботы ни со стороны чиновников, ни, что особенно обидно, со стороны Русской Православной Церкви. РПЦ сегодня больше занята строительством новых храмов и коммерцией, чем сохранением исторического наследия. Но сейчас не о них. Скажу лишь, что, по моему мнению, многие в церковной иерархии – люди лицемерные и далекие от истинных ценностей. К счастью, есть и исключения – редкие, душевные и открытые священники. Все служители, с которыми мне довелось пообщаться в Присвирье, как раз из таких – они сохранили человечность и искреннюю веру.
Что скрывается за красивым названием?
Подпорожское серебряное кольцо – это маршрут по настоящим деревянным церквям XV–XVIII веков, которые чудом уцелели на своих исторических местах. Это живые памятники русского зодчества.
В прошлый раз я рассказывал об одной уникальной церкви. Сегодня же хочу показать другие, менее известные и часто находящиеся в плачевном состоянии храмы.
Воскресенская церковь в Курпово
Церковь расположена в деревне Курпово, недалеко от поселка Важины. Интересно, что Важинский погост известен с 1587 года. Здесь новгородские сборщики взимали пошлину с судов, идущих по Свири, пополняя государственную казну.
Сейчас в Важинах и Курпово проживает больше 2500 человек. Место с богатой историей и, увы, не самой счастливой судьбой для храма.
Первая деревянная церковь на этом погосте была построена до 1563 года, сожжена шведами в 1581-м и восстановлена примерно год спустя. Тот храм, что мы видим сейчас, с отдельно стоящей колокольней, возвели в 1630 году. От первоначальной постройки уцелел уникальный десятигранный сруб на подклете – это единственный известный деревянный храм с такой планировкой. В 1827–1831 годах его перекрыли купольной кровлей в стиле классицизма, а в 1874-м пристроили теплую трапезную, соединившую церковь с восьмигранной колокольней под куполом со шпилем.
Богослужения здесь прекратились в 1935 году, а 30 июля 1941-го церковь официально закрыли, передав здание под колхозный клуб. Во время финской оккупации (1942–1944) храм ненадолго открыли и даже провели частичный ремонт. После войны, 6 ноября 1946 года, Совет Министров принял решение о возобновлении служб, и они начались 10 апреля 1947-го. В подклете тогда хранились иконы из соседних закрытых церквей. До 1990-х годов эта церковь была единственной действующей на два обширных района – Подпорожский и Лодейнопольский! Реставрацию провели в 1980-х.
Отличительная черта этой церкви – стены, покрашенные в желтый цвет. Для наших мест это редкость: обычно деревянные храмы либо не красят вовсе, либо используют синюю краску. Желтые стены из теса – явление уникальное.
Кладбище вокруг церкви – отдельная история. Тут можно найти старинные чугунные кресты и каменные надгробия с надписями вроде «тайный советник» или «потомственный почетный гражданин».
Попасть внутрь сложно – только во время служб, которые не всегда совпадают с графиком путешественника. Но прогуляться по территории, ощутить дух одного из центров Обонежской пятины – бесценно.
Здесь я снова сталкиваюсь с лицемерием. Старые надгробия часто просто выбрасывают, могилы зарастают и разрушаются. Неужели нельзя навести порядок и сохранить это место как памятник истории? А ведь здесь творилась настоящая история…
Согинский погост: две церкви на порогах
Деревня Согиницы, как и Курпово, стоит на реке Важинка. Впервые упоминается в 1583 году как деревня Согиничи. Сегодня это почти вымирающее поселение – официально здесь живет 27 человек. Для сравнения: в 1905 году население составляло 77 человек, и даже была своя школа.
Забавно, что деревня стоит на Важинских порогах, где весной когда-то шел на нерест лосось. Лосося давно нет, деревня опустела, а погост, кажется, простоит еще очень долго.
Ансамбль состоит из двух построек: шатровой Никольской церкви 1696 года и Ильинской церкви 1864 года.
Никольская церковь – уникальный случай. За всю свою историю она практически не перестраивалась, что позволяет увидеть, как выглядели деревянные храмы в конце XVII века. В 1970-х годах во время реставрации с нее сняли тесовую обшивку, которая, судя по всему, появилась при строительстве Ильинской церкви.
Колокольня рядом с храмом была построена позже, в XVIII веке.
Церковь является объектом культурного наследия и формально находится под охраной государства. Читая эту табличку в 2019 году и осматривая храм, я не понимал: где же эта охрана?
Налицо были сгнившие венцы, отсыревшие стены и общее аварийное состояние. И это при том, что Никольский храм курирует Смольный собор Санкт-Петербурга и даже проводит в нем службы!
И вот неожиданная радость: в январе 2020 года церковь закрыли на реставрацию! Для наших мест это большая редкость. Работы планируют завершить за два года. Так что пока можно любоваться фотографиями и ждать, когда храм обретет вторую жизнь.
Часовня в Гоморовичах: переезд ради спасения
Еще одна практически вымершая деревня. Сегодня здесь официально проживает всего один человек. В 1905 году тут была школа и 202 жителя, а к 1927-му население выросло до 226 человек!
Здесь тоже есть памятник деревянного зодчества, который, к сожалению, вряд ли дождется реставрации.
Небольшая деревянная часовня была построена в XVIII веке. Это единственная церковь в нашем маршруте, которая стоит не на своем историческом месте. В 2009 году ее перевезли из деревни Плотично (упоминается с 1563 года) на берегу Свири, потому что из-за изменения уровня воды ее постоянно подтапливало. К тому же, Троицкая церковь XIX века в самой Гоморовичах сгорела в 2006 году. Вот часовню и привезли как замену.
Деревня превратилась в дачный поселок. А когда-то через нее проходил Архангельский почтовый тракт. Официально здесь живет 4 человека, хотя в 1927 году в Гоморовичах было 293 жителя, а в Плотично, откуда часовня, – целых 639! Школа здесь была уже в 1905 году, а почтовая станция упоминается с 1885-го. Еще недавно это был оживленный район.
Точная дата постройки часовни неизвестна. За ней ухаживают, она открыта, можно зайти внутрь. Видны и старые бревна, и новые, замененные. Очень интересное и уютное место. Сама часовня кажется игрушечной, такой она миниатюрной и аккуратной.
На этом относительно сохранившиеся деревянные церкви Подпорожья заканчиваются. Дальше наш путь лежит к храмам на берегу Онеги. О них – в следующем рассказе.
