Сегодня я хочу рассказать о месте, которое когда-то было полным жизни и военной мощи, а теперь представляет собой печальные руины. Это заброшенный военный аэродром "Бирофельд" в Еврейской Автономной Области, известный под позывным "Горняк". Его расформировали в 1994 году, и с тех пор он медленно разрушается. Когда-то здесь базировались грозные 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и 68-й отдельный боевой вертолётный полк, а теперь здесь лишь эхо прошлого.
Истоки: от грунтовой полосы до Великой Отечественной
История этого места уходит корнями в суровую зиму 1940 года. Тогда, по приказу командования, всего в сорока километрах от китайской границы, на окраине села Бирофельд, был спешно обустроен первый грунтовый аэродром, получивший название "Бирофельд-Южный". Именно здесь был сформирован 301-й истребительный авиационный полк, летавший на легендарных бипланах И-15 и монопланах И-16.
С началом Великой Отечественной войны полк под командованием майора Панкова, бывшего командира эскадрильи, насчитывал уже 27 боевых экипажей. Осенью 1942 года эти экипажи отправились на западный фронт, чтобы вступить в схватку с врагом.
Интересно, что к концу войны полк вернулся на Дальний Восток, ведь Вторая Мировая ещё не закончилась — предстояли бои с Японией. Летом 1945 года лётчики выполнили более 60 боевых вылетов, прикрывая наши войска и ведя разведку на Сахалине.
В 1957 году полк передали в войска ПВО, и после череды реорганизаций, 1 сентября 1994 года, будучи в составе 8-го корпуса ПВО, он был окончательно расформирован уже на другом аэродроме — "10-й участок".
После войны инфраструктура старого аэродрома развивалась: появилось три грунтовых взлётно-посадочных полосы, одну из которых даже укрепили уникальными шестиугольными бетонными плитами.
Рождение нового "Горняка"
В 1976 году, в трёх километрах от железнодорожной станции, началось масштабное строительство нового, современного аэродрома с бетонной взлётно-посадочной полосой (ВПП). Рядом вырос целый гарнизон с домами для офицерских семей (ДОС-ами). Строители из в/ч 06923 вспоминали, что работать в этой болотистой местности было невероятно трудно — пара бульдозеров так и осталась навечно утонувшими в трясине.
В 1982 году аэродром, получивший позывной "Горняк", был официально сдан в эксплуатацию. Его ВПП 05/23 имела длину 2500 и ширину 42 метра. Любопытно, что в некоторых документах указана дата основания полосы — 1964 год. Видимо, новое строительство велось на месте одной из старых грунтовых полос.
В том же 1982 году на аэродроме сформировали новый 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Его первыми машинами стали Су-7БМ, которые своим ходом перелетели сюда из Белоруссии, с аэродрома "Бобровичи". А в 1985 году полк перевооружили на более современные Су-17 различных модификаций. Однако уже в 1989 году этот полк был расформирован.
Фото из группы Одноклассников, где общаются те, кто здесь служил.
Вертолётная эпоха и закат
К 1983 году на аэродром перебазировали отдельную вертолётную эскадрилью. А в 1990 году, после вывода войск из Монголии, сюда прибыл 68-й отдельный боевой вертолётный полк из Налайха. В его состав вошли все ранее передислоцированные вертолётные подразделения. Но и его судьба оказалась недолгой — в 1994 году полк расформировали, поставив точку в истории аэродрома как действующей военной единицы.
Ещё один снимок из Одноклассников, запечатлевший былые дни.
Прижизненное фото из сети. Кстати, в интернете мне также удалось найти упоминания о в/ч 36778 и 36638, которые тоже дислоцировались в этих местах.
Военный городок Бирофельд-1: от жизни к забвению
Рядом с аэродромом вырос полноценный военный городок Бирофельд-1. Его сердцем был целый квартал из шести пятиэтажных панельных домов-ДОСов, с детским садом и всей необходимой инфраструктурой. Это был свой маленький мир.
Вид с воздуха в лучшие времена (фото из Одноклассников).
Сейчас наш обзор начинается с безмолвного символа ушедшей эпохи — пустой автобусной остановки, куда больше никогда не приедет автобус.
Удивительно, но последние жители покинули эти дома только в начале 2010-х годов.
Вот в каком состоянии мы застали ДОСы. Контраст с прошлым поражает.
А так эти же дома выглядели раньше (фото из сети).
Большой внутренний двор, где когда-то резвились дети, теперь полностью зарос.
Ещё одно старое фото, найденное в сети.
Внутри домов царит полное опустошение. Они разграблены до основания, некоторые лестничные пролёты обрушились.
В жилых комнатах сорвано всё, вплоть до обоев.
Эти руины, вероятно, когда-то были школой.
Трогательное фото из прошлого: детям показывают, чем занимаются их родители-военные.
Территория гарнизона
На территории самого гарнизона ещё сохранились некоторые неразобранные здания.
После расформирования полков на аэродроме осталась лишь авиационная комендатура. С 1994 по 1998 годы её штаб располагался в бывшем здании санчасти.
У входа висит старая советская табличка, вероятно, перенесённая сюда со здания штаба. Во время нашего визита здесь, кажется, ещё жил один человек, но мы не стали беспокоить его, не застав на месте.
А у входа стоит одинокая, но ещё целая беседка.
Это здание, вероятно, было штабом полка или не совсем обычной казармой.
Внутри картина разрушения ещё страшнее, чем в жилых домах, ведь военные покинули эти здания гораздо раньше.
На крыше одного из строений чудом сохранилась дата постройки — немой свидетель эпохи.
В той же группе в Одноклассниках нашлось и фото самого процесса строительства гарнизона.
Неподалёку стоят останки здания клуба, где когда-то проводили досуг военные и их семьи.
Ещё одна архивная фотография, на которой клуб ещё жив.
Сейчас внутри клуба смотреть абсолютно не на что.
Лишь сплошные руины и обломки.
Инфраструктура: котельные и гаражи
Теплом гарнизон и ДОСы снабжали две котельные.
Одна из них работала до последнего, пока жили люди.
Вторая, которая отапливала сам гарнизон, была разграблена гораздо раньше.
К нашему приезду внутри не осталось ровным счётом ничего ценного.
А это, судя по всему, всё, что осталось от банно-прачечного комплекса.
На самой окраине территории ещё стояли последние неразобранные автобоксы для техники.
Но и внутри них мы не нашли ничего интересного — всё давно вывезено.
На территории аэродрома
Теперь пройдём на саму лётную зону. На момент нашего визита бетонные плиты с рулёжек и ВПП ещё не успели полностью снять и вывезти.
Первым делом мы осмотрели территорию ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) 229-го полка.
Здесь когда-то обслуживали и ремонтировали боевые самолёты.
Интересно, что после закрытия аэродрома в здании ТЭЧ иногда размещались полевые лагеря во время учений других частей.
Далее мы вышли на рулёжные дорожки.
Вдоль всей ВПП тянулась магистральная рулёжка, которую ещё не разобрали.
С неё были съезды на саму взлётно-посадочную полосу.
Вот так выглядела главная ВПП длиной 2500 метров и шириной 42 метра. Позже её полностью разобрали на плиты.
Большинство второстепенных рулёжек к тому времени уже демонтировали.
А бетонные плиты от них были сложены в аккуратные стопки в ожидании вывоза.
Затем мы направились к бывшим стоянкам для самолётов.
Возле каждой группы стоянок встречались небольшие строения. Скорее всего, это были посты дежурных по эскадрильям или по зонам рассредоточения техники.
Сами стоянки представляли собой несколько бетонных плит, уложенных в форме «трёхлистника».
В сети я нашёл фото одного из самолётов, базировавшихся здесь.
И фотографию с авиабомбами — суровая рабочая атмосфера тех лет.
Вдали показалось здание командно-диспетчерского пункта (КДП).
Подошли ближе.
Как и ожидалось, от КДП остались лишь голые стены.
И одинокий, полуоторванный плакат, рассказывающий о наземной системе оперативной дешифровки «Луч-71М».
По полуразрушенной и опасной лестнице мы всё же решили подняться наверх.
Но вид с высоты уже не впечатлял — всё вокруг настолько заросло кустарником и деревьями, что обзор был почти нулевой.
Рядом с КДП стояли останки каких-то боксов, возможно, принадлежавших пожарной части.
Любопытное фото из архива: на аэродроме почему-то запечатлён военно-транспортный Ан-12.
А так выглядели рулёжки, с которых плиты уже вывезли — лишь грунтовое основание.
На этом наша экспедиция подошла к концу.
Если вам понравился этот материал, поставьте лайк и подпишитесь на наш сайт и группу ВКонтакте. Делитесь нашими публикациями с друзьями, которым интересна история.
Спасибо, что были с нами в этом виртуальном путешествии. До новых встреч в других забытых уголках!
