Заброшенный гидротехнический тоннель реки Каменка: история борьбы с природой

Южный Урал — настоящая кладовая полезных ископаемых. Но горнякам здесь часто приходилось сталкиваться с грозным противником, который и современные технологии не всегда могут обуздать, — с водой. Именно гидрологические особенности региона серьёзно повлияли на судьбу месторождения бокситов в долине реки Ай, недалеко от посёлка Межевой. Чтобы защитить подземные выработки от небольшой, но коварной речки Каменки, в скале пробили трёхкилометровый тоннель, призванный перенаправить её течение. Сегодня, как и многое из советского индустриального наследия, и тоннель, и шахты заброшены. Борьба с силами природы оказалась не только сложной, но и экономически невыгодной.

Зарождение уральской бокситовой промышленности

Расцвет добычи сырья для алюминиевой промышленности пришёлся на 1930-е годы. В то время несколько геологических экспедиций активно изучали горные районы Южного Урала. Их усилия увенчались открытием богатых залежей бокситов, расположенных в бассейнах рек Ай и Юрюзань.

Проблема, которую не смогли забетонировать

В 1936 году начало работу предприятие «Южно-Уральские бокситовые рудники», хотя изначально добыча велась открытым способом, без подземных рудников. Позже, в 1950 году, были обнаружены новые запасы, получившие название Ново-Пристанского месторождения, а в 1969-м ввели в строй Блиновско-Каменскую шахту. Именно здесь горняки столкнулись с серьёзной трудностью: неприметная речушка Каменка с удивительной скоростью заполняла подземные галереи водой. Попытки заделать все трещины и пустоты бетоном не принесли никакого результата — вода находила новые пути.

Тогда инженеры приняли радикальное решение: прорубить в горном массиве специальный тоннель и навсегда отвести русло Каменки в сторону от месторождения. К работе подошли основательно, и в сжатые сроки в толще скалы был создан подземный канал длиной в три километра.

Технические особенности сооружения

Если говорить точнее, длина этого гидротехнического сооружения составляет 3570 метров. Ширина и высота подземной полости варьируются от 3,5 до 4 метров. Для вентиляции по всей длине тоннеля были устроены пять вертикальных шахт глубиной в несколько десятков метров. Общая глубина залегания этой искусственной пещеры достигает 124 метров от поверхности.

Битва проиграна: экономический крах

Несмотря на все инженерные ухищрения, окончательно одолеть воду так и не удалось. Её было настолько много, что даже перенаправление реки не спасло производство. Приток грунтовых вод уменьшился, но шахты по-прежнему подтапливало, требуя постоянной работы мощных насосов. Добычу окончательно остановили в конце 1990-х годов. К тому времени расходы на поддержание работоспособности затопленных выработок поглощали до половины всего дохода от продажи руды, что сделало предприятие убыточным и привело к его банкротству.

Сегодня гидротехнический тоннель перешёл из разряда промышленных объектов в статус популярной туристической точки.

Новая жизнь как место притяжения туристов

Теперь скалы у входа украшены рисунками, здесь обустроили фонтан, родник и зону отдыха для многочисленных гостей. Выход из тоннеля находится на дороге к другим известным достопримечательностям Южного Урала: скалам Айские притёсы, старинной ГЭС и точкам начала сплавов по реке Ай, поэтому людей здесь всегда хватает. Находятся и любители экстрима, которые пытаются проникнуть внутрь самого тоннеля. Однако такие вылазки крайне не рекомендуются: без специального снаряжения и опыта в спелеологии эта прогулка может закончиться трагически. Внутри есть несколько глубоких технологических шахт, заполненных водой, поэтому перемещаться по заброшенному объекту безопаснее только со страховкой и в составе группы. |Т.У.|

Поддержите наш блог!