Каждое лето я отправляюсь в долгие автомобильные путешествия по бескрайним просторам нашей страны, ночуя с палаткой в самых разных, порой неожиданных, уголках. Так сложилось и в эту поездку. Оказавшись под вечер в Брянской области, я начал искать на карте уединенное место для ночевки — подальше от шумных трасс и деревень, но обязательно рядом с водоемом.
Карта показывала рядом с предполагаемой стоянкой лишь покинутую деревню, что сулило дополнительный интерес для исследования. Однако на месте выяснилось, что отметка была неточной: вместо деревни нас ждал старый, давно закрытый пионерский лагерь с названием «Луч».
Уже в сгущающихся сумерках мы свернули на лесную грунтовку. Проехав несколько километров, слева заметили железные ворота — тогда и стало ясно, что это не деревня. Осмотр решили отложить до утра. Ночь прошла спокойно, под тихий шелест листвы. Что может быть лучше сна на свежем лесном воздухе?
Утро в лагере
Проснувшись и собрав лагерь, мы направились к главному входу. На воротах еще держались выцветшие металлические буквы «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ», а слева, почти скрытая кустами, стояла ржавая стела с названием лагеря. Краска давно облупилась, металл изъеден временем и непогодой.
В одной галерее попадается несколько изображений. Приятного просмотра!
Ворота оказались открыты. Признаков жизни на территории не было видно, и мы смело углубились внутрь. Сейчас это был скорее лес, поглотивший лагерь, чем лагерь в лесу. Повсюду встречались разноцветные беседки, старомодные советские урны, тропинки, выложенные каменной плиткой, — казалось, дух той эпохи застыл здесь навсегда.
Главную аллею когда-то украшали изящные фонари, а лавочки теперь плотно обросли молодой порослью и травой. Слева виднелись корпуса спальных корпусов.
Все здания были совершенно пусты, и желания фотографировать голые стены бывших спален не возникло.
Следы ушедшей эпохи
В центре территории мы обнаружили удивительную бетонную скульптуру: две девочки бережно держат кролика. Невероятно трогательная и искусная работа! Такие вещи сейчас уже не делают, а многие сохранившиеся с советских времен памятники давно разрушены.
Спальные корпуса были кирпичными, а для вожатых и персонала построили уютные двухэтажные деревянные домики. На одном из зданий сохранилось металлическое панно с пионером во всю стену. В голове невольно зазвучали знакомые с детства марши. Дух СССР ощущался в каждой детали. Некоторые люди, наверное, отдали бы многое, чтобы хоть ненадолго вернуться в ту атмосферу.
Главный сюрприз: истребитель в лесу
Но настоящей изюминкой этого места стал старый фюзеляж истребителя МиГ-19. Его когда-то привезли сюда как памятник, чтобы восхищать и вдохновлять пионеров. Теперь же он одиноко стоит среди высоких сосен, постепенно покрываясь мхом и хвоей. Рядом — ржавые советские карусели. К удивлению, они еще отлично крутились, и мы даже успели на одной покататься.
Пока мы разглядывали самолет, на нас с громким лаем выбежал молодой пес. Он активно носился вокруг, но подойти ближе явно побаивался. Стало понятно, что в лагере есть кто-то еще. Так и оказалось.
Встреча со сторожем
К нам вышел пожилой, добродушного вида дедушка и предложил провести экскурсию. Мы ответили, что уже все осмотрели сами, и остались у самолета, чтобы поболтать с ним.
Из его рассказа выяснилось, что лагерь закрыли еще в конце девяностых. Он, как и многие подобные объекты, принадлежал одному из предприятий. В середине того же десятилетия предприятие обанкротилось, и лагерь был попросту забыт. Теперь здесь бывает только этот дед, который содержит здесь небольшую пасеку и собирает в окрестных лесах грибы с ягодами.
Дедушка с грустью добавил, что, скорее всего, лагерь ждет печальная участь: его распилят на металлолом, кирпичные здания разберут, а самолет тоже отправится под нож. Земля здесь никому не нужна — слишком далеко от городов, дорог и жилых поселков.
Прощание с «Лучом»
Так и стоит этот немой памятник советской эпохе, забытый среди сосновых боров Брянщины, со своими застывшими скульптурами, одиноким истребителем и невероятно красивой, тихой природой вокруг. Мы еще около часа проговорили с дедом, а затем отправились к машине — впереди ждало еще много дорог и открытий. Но об этом — уже в следующий раз.
Материал Максима Майорова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.
