Когда видишь всё больше заброшенных учебных заведений, невольно задумываешься: неужели мы строим столько новых школ, что старые стали не нужны? Или же образование постепенно теряет свою ценность в нашем обществе?
Особое учебное заведение
Сегодня я хочу провести вас по бывшему ПТУ, куда направляли воспитанников из специальных учреждений. Возникает вопрос — что это были за учреждения и почему их подопечные не могли учиться в обычных школах?
Всё объясняется довольно просто. Сюда попадали те подростки, чья жизнь с самого начала пошла по сложному пути: малолетние правонарушители, беспризорные дети и несовершеннолетние, совершившие различные проступки. Это было место, где они могли получить профессию и шанс на исправление.
Проживали воспитанники в отдельном здании, расположенном в нескольких кварталах отсюда. На занятия их привозили на обычных автомобилях типа «буханка» без каких-либо специальных опознавательных знаков.
Архитектура и планировка
Немного о самом здании:
Это типовой проект тридцатых годов прошлого века — двухэтажный деревянный барак с двумя крыльями и пристройкой. На территории также располагались несколько гаражей. Вся площадь была огорожена по периметру и имела контрольно-пропускной пункт.
Часть здания отводилась под административные нужды: здесь находились учительские, кабинет директора и бухгалтерия. Это были стандартные помещения с недорогими обоями, календарями на стенах и казённой мебелью.
Несмотря на то, что здание представляло собой обычный деревянный барак, внутри был сделан довольно качественный ремонт. Кто-то даже попытался снять подвесной потолок — видимо, решил, что он пригодится в хозяйстве.
Помимо административных помещений здесь был медицинский кабинет. Небольшая комната, отделанная плиткой. Оборудования было немного даже в лучшие времена, а сейчас не осталось ничего, кроме автомобильной аптечки.
Учебные классы и воспоминания
Теперь перейдём к учебной части. Самое интересное помещение — комната, где сейчас стоит лишь сгнивший стул. Но, переступая порог, ты ощущаешь, будто тебе закладывает уши. На самом деле это место производит довольно жутковатое впечатление.
…там был класс музыки, ты почувствовал акустику в комнате, там ребята учились играть на гитарах, но было мало желающих. Препод нам не нравился, мы просто хотели играть на гитаре, а он нам ноты, сольфеджио заставлял учить. Мы просто Цоя бренчали, и нам этого было достаточно….Это комментарий под видео на моём сайте от одного из бывших воспитанников.
Интересно, что внутри почти не осталось парт — видимо, они кому-то очень пригодились в хозяйстве. Тем не менее, по сохранившимся деталям интерьера ещё можно определить назначение тех или иных помещений.
Профессии, которым здесь обучали
Одним из основных направлений обучения здесь была профессия каменщика, причём упор делался на подготовку печников. Спрос на такие услуги всегда высок, особенно в сельской местности.
Кроме этого, подростков обучали на автослесарей и шитью. Швейному делу занимались все воспитанники. Поскольку содержание здесь было режимным, эти навыки часто оказывались востребованными в повседневной жизни.
Шили в основном для себя: одежду, постельное и нижнее бельё.
Сохранились даже манекены, на которых отрабатывали навыки кройки и шитья.
Актовый зал и размышления
В конце мы заглянули в актовый зал, но в нём не сохранилось ни стульев, ни сцены — её заделали стеной, а в будке кинооператора устроили кабинет завхоза. Похоже, развлекаться здесь особо не любили.
Вот такое жутковатое место мы сегодня исследовали. Вообще, как вы относитесь к идее давать образование людям, находящимся в местах ограничения свободы? Мне кажется, что без работы и ремесла любой человек рано или поздно может быть вовлечён в сомнительные дела. Поэтому существование и функционирование подобных учреждений крайне важно — они дают шанс на исправление и новую жизнь.
