Заброшенное наследие: как уникальный автобусный парк Киева превратился в кладбище транспорта

На левом берегу Киева, в промышленной зоне, скрывается уникальное архитектурное сооружение — здание бывшего автобусного парка №7. Когда-то это было одно из крупнейших транспортных предприятий левобережья, а сегодня оно представляет собой печальное зрелище запустения.

Архитектурная жемчужина индустриальной эпохи

Оболочковое депо, построенное в 1974 году по проекту архитектора В. П. Зинкевича, изначально было рассчитано на 700 единиц техники. Я помню, как изучал архивные материалы об этом объекте — инженеры и архитекторы того времени внедрили здесь самые прогрессивные решения, доступные в Советском Союзе. Особенно впечатляет необычная форма здания: его крыша напоминает шатер цирка или летающую тарелку. Сложно поверить, что такое футуристическое сооружение было обычным автобусным депо.

Сейчас это уникальное здание находится в аварийном состоянии. Ходят слухи, что территорию планируют освободить под жилую застройку, что станет невосполнимой потерей для промышленного наследия города.

Внутри заброшенного депо

Давайте заглянем внутрь, чтобы увидеть текущее состояние этого уникального места.

Конструкция здания действительно уникальна: между стенами «шатра» и центральной опорой натянуты 186 тросов, на которых закреплены бетонные плиты купола. Это инженерное решение до сих пор поражает воображение.

В 2014 году здание официально признали аварийным. Всю исправную технику вывезли в автобусный парк №2, а с 2015 года предприятие прекратило свою деятельность. Сейчас эта огромная территория превратилась в своеобразное кладбище транспорта — сюда свозят списанные автобусы и троллейбусы.

На старых архивных фотографиях видно, как красиво блестел пол в рабочем депо. Контраст с сегодняшним состоянием просто разительный.

Прогулка по территории

Попадая внутрь, понимаешь, что передвигаться можно только по крышам автобусов — они стоят так плотно, что другого пути к центру зала просто нет. Вокруг разбросаны запчасти, битые стекла и груды металла.

Центральная опора выполняла не только конструктивную функцию, но и служила вытяжкой для удаления выхлопных газов из-под купола. Сейчас она просто молчаливый свидетель былой деятельности.

Повсюду разбитая техника — видимо, сюда свозят автобусы и маршрутки, побывавшие в серьезных ДТП и не подлежащие восстановлению.

Вот автобус производства Львовского автобусного завода (ЛАЗ), который, как и сам парк, уже стал историей. Место стало популярным среди молодежи, поэтому стекла часто бывают разбиты, а на стенах появляются граффити.

Сотни «Богданов» с повреждениями спереди и сзади. Некоторые маршрутки выглядят так, будто сделаны из фольги — настолько хлипкими кажутся их кузова после аварий.

Среди автобусов можно найти и с десяток троллейбусов. Почему они здесь оказались — загадка. Вероятно, тоже стали участниками серьезных дорожных происшествий.

Вид сверху

Забравшись на троллейбус-гармошку, можно сделать фото с высоты, буквально со штанги токоприемника.

Поднявшись на центральную опору шатра, открывается полная картина этого «кладбища» транспорта. Масштабы впечатляют и одновременно пугают.

Так и доживает свой век уникальный автобусный парк — постепенно ветшает и принимает в себя «мертвые» автобусы и маршрутки, которые затем распиливают на металлолом.

Материал Максима Майорова специально для раздела ComDig | Индустриальный туризм!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш раздел и следи за новостями.