Часто представляют, что аэродром — это лишь взлётная полоса, самолёты и терминал. Однако реальность куда обширнее: помимо летательных аппаратов, здесь всегда существовал целый парк вспомогательной техники, необходимой для поддержания работы. Без неё невозможно было бы обслуживать полосы, перевозить пассажиров, перемещать оборудование и выполнять множество других задач. Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями от встречи с такой техникой — уже не рабочей, а забытой и постепенно разрушающейся.
Как всё начиналось
Сразу оговорюсь: мои находки — результат не случайной прогулки, а долгой подготовки. Я изучал карты, документы, спутниковые снимки, прежде чем отправиться в поле. Случайные открытия, конечно, случаются, но чаще всего за ними стоит серьёзная исследовательская работа.
Заброшенный гигант в Лодейном Поле
Заброшенный военный аэродром под Лодейным Полем поражает своими масштабами. Это настолько огромная территория, что за один раз осмотреть её просто невозможно. Моя поездка стала уже третьей попыткой изучить этот объект. Внимательно изучив свежие спутниковые снимки, я заметил один перспективный участок и отправился на место. То, что я там обнаружил, можно без преувеличения назвать настоящим кладбищем техники — зрелище, напомнившее мне кадры из Припяти.
Встреча с прошлым
Ржавые, покорёженные временем машины застыли в тишине. Несмотря на заброшенный вид, место не было полностью забыто. Едва я начал фотографировать, как появился молодой охранник. К счастью, он оказался понимающим — узнав, что мы не мародёры, а интересующиеся историей исследователи, он разрешил нам продолжить осмотр.
Даже по остаткам интерьеров видно, что об удобстве операторов здесь особенно не заботились. Видимо, считалось, что военный должен стойко переносить все тяготы службы — даже если речь идёт о многочасовой работе в кабине.
Состояние машин
Удивительно, но у большинства машин до сих пор сохранились силовые агрегаты и основные узлы. Правда, никакой консервации, естественно, не проводилось — техника просто осталась ржаветь под открытым небом. В детстве я мечтал посидеть в кабине подобного монстра, но сейчас это оказалось непросто: сидений часто не было вовсе.
Создаётся впечатление, что какой-то неизвестный катаклизм прокатился по этим местам, после чего отслужившая свой срок техника была свезена сюда и забыта. Находясь в Ленинградской области, я то и дело ловил себя на мысли, что будто перенёсся в зону отчуждения Чернобыля — настолько сильны были параллели.
Встреча с КрАЗом
Среди находок выделялся, если я не ошибаюсь, армейский кран КС-3576 на шасси КрАЗ-260Г. Аскетичный, суровый, типично военный. КрАЗы мне попадаются нечасто — обычно на таких объектах больше распространены Уралы.
Как в кабине водителя, так и в отсеке крановщика — минимум деталей. По сравнению с современной техникой, здесь царит полный минимализм: никаких лишних кнопок или переключателей, только самое необходимое.
Загадки прошлого
Ещё один автокран заставил задуматься: для каких именно работ его использовали? Возможно, с его помощью устанавливали или снимали крупные агрегаты с самолётов? Теперь мы можем только строить догадки.
Последние впечатления
Заглянул и в небольшой погрузчик — мал, но, должно быть, когда-то удал. Сейчас он, как и остальные, основательно проржавел. Странно, что эту технику до сих пор хранят — вряд ли она ещё куда-то поедет. Скорее всего, все эти машины ждут своей участи — отправки на утилизацию.
Близлежащие корпуса оказались в таком плачевном состоянии, что заходить в некоторые было просто опасно — они вот-вот могли обрушиться. Другие помещения были пусты и безлики. Поэтому в этот раз я сосредоточился именно на технике.
Эпилог
У этого аэродрома богатая история, но, к сожалению, она подошла к концу. Возможно, среди читателей найдутся те, кто служил здесь или в окрестностях и сможет поделиться своими воспоминаниями или интересными деталями об этом месте?
Фото и текст: Дмитрий «Oesolod» — резидент проекта NordSkif & Co
