Как-то раз, изучая спутниковые карты одного из российских регионов, я заметил необычный объект, одиноко лежащий посреди поля. Его очертания явно напоминали носовую часть фюзеляжа самолёта. На картах эта точка не была обозначена, однако, судя по всему, объект пролежал там уже много лет — это подтвердили архивные снимки из космоса.
Дорога к загадке
Не раздумывая долго, мы с товарищами в ближайшие выходные отправились на поиски. Путь занял несколько часов. Подобраться к месту оказалось непросто: с одной стороны мешала река, с другой — охраняемый коттеджный посёлок. Пришлось идти в обход, пробираясь через заснеженное поле.
Подойдя с дальней стороны, на опушке у края поля мы наконец увидели то, что искали. Из-под снега торчал нос самолёта Ан-12, а рядом валялась ещё одна, отделённая носовая часть. Мы сразу же направились к нему.
Картина на месте
Оказалось, что на поляне разбросано не просто несколько обломков, а целая коллекция фрагментов разобранного самолёта. Рядом стоял экскаватор с ковшом — видимо, им и проводили демонтаж.
Вот несколько первых фотографий с места.
Носовая часть Ан-12, припорошенная снегом. Рядом — второй такой же нос, но уже оторванный. Хвостовую часть мы так и не нашли, зато обнаружили крылья и кормовую оконечность фюзеляжа неподалёку.
Крылья и шасси, к нашему удивлению, сохранились в сборе, и даже покрышки на колёсах ещё на месте.
Попытка раскрыть историю
Мы внимательно осмотрели фюзеляж в надежде найти бортовой номер и выяснить прошлое этого самолёта, но все таблички, судя по всему, были сняты. История этой конкретной машины осталась для нас загадкой, однако я нашел сведения о катастрофе Ан-12 в этом районе в конце 1960-х годов.
Трагедия произошла в 1967 году. При испытаниях системы парашютной выброски груза произошёл внезапный рывок, который вырвал из самолёта боевую машину десанта. Фюзеляж получил серьёзные повреждения, хвостовая часть отделилась, и неуправляемый самолёт рухнул на опушке леса, взорвавшись. Погибли четыре парашютиста-испытателя и пять членов экипажа. Хотя катастрофа случилась неподалёку, состояние этой кабины не совсем соответствует описанию того инцидента.
Внутри кабины пилотов
Продолжим осмотр. Дверь в кабину была заперта, но я заметил приоткрытую форточку рядом с креслом второго пилота. Забравшись на ступицу колеса, я проник внутрь.
Кабина оказалась сильно разграбленной. Почти все приборы были демонтированы, обшивка сорвана. На полу валялась куча отработанных отрезных дисков для болгарки — видимо, кабину постепенно разрезают на цветной металл.
Несмотря на то что часть приборов и проводки уже срезали, общее состояние кабины ещё позволяло представить её в работе. Было невероятно интересно вживую потрогать все эти рычаги, тумблеры и штурвалы!
Носовой отсек штурмана
Забравшись в носовую часть, я оказался на рабочем месте штурмана Ан-12. Часть приборов и тумблеров ещё на месте, кое-где сохранилась проводка.
Ещё одна отделённая носовая часть от Ан-12 — когда-то здесь тоже располагалось место штурмана.
Позади кабины пилотов свалена в кучу груда разорванных крыльев. Обшивка на некоторых из них частично вскрыта. Интересно, с какой целью?
Нашлась и кормовая часть Ан-12, правда, без хвостовой пулемётной установки. Возможно, и она где-то здесь, просто завалена грудой металлолома. Уже ничему не удивляешься.
Послесловие
Вот такая необычная находка. Если у кого-то есть информация об этом самолёте, пожалуйста, поделитесь в комментариях.
После того как я выложил эти фотографии в сеть, со мной связались волонтёры из Центрального музея ВВС в Монино. Они пообещали попытаться найти владельцев этого аппарата и, возможно, дать ему второй шанс, сохранив для истории. Вот такая получилась история.
Материал Максима Майорова специально для раздела ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш раздел и следи за новостями.
