Эффект ложной безопасности: почему полный привод не делает водителя неуязвимым

С вами снова Дмитрий Дрозд, и мы продолжаем разговор о полном приводе.

Мой опыт и данные статистики показывают, что многие читатели не дочитывают длинные материалы до конца, но при этом уверены, что уловили суть и спешат оставить комментарий. И вот тут начинается самое интересное — часто эти комментарии совершенно не по теме! Поэтому я решил вводить практику: в начале каждой статьи буду кратко излагать основную мысль и содержание, а уже потом подробно её раскрывать и аргументировать.

О чём пойдёт речь сегодня:

О принципах и уважении к аудитории

Я написал более развёрнутую статью на эту тему. Кому интересно — добро пожаловать. А для остальных краткий вывод: я считаю абсолютно нормальным писать о конкретных людях и их подходе к делу, если он мне импонирует. Так же нормально — оценивать конкретные бренды, отмечая как их сильные, так и слабые стороны. Это естественная часть честного обсуждения.

Я никого не агитирую что-либо покупать. Каждый сам принимает решение, исходя из своих потребностей. Прежде всего потому, что я выражаю своё личное мнение. И если вдруг мне предоставят что-то на тест или закажут рекламный пост, это будет чётко обозначено в материале.

Для меня это вопрос уважения — и к себе, и к каждому из вас.

Речь идёт вот об этом материале: Почти все хотят полный привод и почти все не умеют на нем ездить

Признание ошибки и ценность диалога

Признаю, в прошлый раз я не смог достаточно чётко и подробно донести свою главную мысль. Но статью удалять не стал. Такого количества откликов я не ожидал, и теперь именно комментарии представляют особую ценность! Это просто «вау»! Огромное спасибо всем, кто включился в обсуждение.

Итак, ещё раз о том, что я хотел сказать. Основная идея прекрасно иллюстрируется вот этой картинкой:

Статус vs. Функционал

Что в ней плохого? Проблема одна: потребитель часто хочет джип или кроссовер с мощным мотором и полным приводом. Но есть интересный нюанс! Подавляющему большинству такая машина нужна исключительно для поддержания внутреннего статуса. И больше ни для чего. Логика проста: «Если я на большой и крутой тачке, значит, я сам большой и крутой!». При этом 99% водителям весь этот показной функционал на самом деле не нужен. И именно поэтому я восхищаюсь работой рекламщиков и маркетологов — они блестяще создают и поддерживают эти желания.

Конечно, есть исключения, и я их понимаю:

Хотя во время своей новогодней поездки в Усинск я удивился, сколько там обычных легковушек. Их совсем не пугает снег. Я там же восхитился тем, как мастерски они управляются с моноприводом в сугробах и как самостоятельно расчищают парковочные места во дворах! Ребята, вы просто молодцы!

Эффект Пельцмана: уроки истории

Недавно посмотрел фильм «Ford против Ferrari». Он мне очень понравился, и я полез читать подробности той истории. Знаете, что самое интересное я вычитал?

Ещё в 1965 году адвокат и общественный активист Ральф Найдер опубликовал книгу «Опасен на любой скорости», где фактически обвинил американский автопром в том, что, стимулируя продажи мощных машин, он повышает смертность на дорогах. Представляете! В 1965-м! 55 лет назад! А спустя десятилетие профессор Чикагского университета Сэмюэль Пельцман опубликовал статью «The Effects of Automobile Safety Regulation», где выдвинул гипотезу: люди склонны компенсировать свою безопасность более рискованным поведением. Так родился термин «Эффект Пельцмана» — когнитивное искажение, при котором обилие защитных устройств и правил техники безопасности повышает риск происшествий из-за ложного чувства неуязвимости.

Современные СМИ и культ скорости

А что мы видим сейчас в прессе?

Журналисты наперебой расхваливают поведение автомобиля на максималках, в поворотах на пределе, превозносят тот или иной тип полного привода, новейшие электронные системы. И совершенно упускают из виду, что если обычный потребитель попробует повторить подобный стиль вождения, то с большой вероятностью окажется в кювете, потому что не обладает нужными навыками. И никто! Никто и никогда не агитирует за езду по ПДД, не говорит, что дрифтовать нужно на автодроме, что гонять — плохо! Все в основном только и обсуждают, как резво разгоняется авто и как уверенно оно ведёт себя в разных условиях.

И тут Дмитрий Дубатовка написал прекрасный комментарий:

«Знаете, в чем у нас ярко выражается эффект Пельцмана? В массовой покупке автомобилей с кучей электронных помощников, с тем или иным полным приводом и мощным двигателем. И это приводит к необоснованному росту средней скорости потока! Вот реально, так и происходит! Условные «мощные полноприводные автомобили» увеличивают среднюю скорость, за ними стараются успеть все, и скорость часто становится неадекватно высокой для данных дорожных условий!»

Личный опыт: лесовоз на снежной трассе

Мой недавний пример. Выезжаю из Лосево (это 70 км до Санкт-Петербурга) на новую трассу. Трасса отличная: по две полосы в каждую сторону, бетонный разделитель. На улице метель, встречный ветер до 12 м/с, густой снег. Дорогу не чистили, намело сантиметров пять, под колёсами снежная каша. Я неторопливо догоняю новый Mercedes GL, который идёт 80 км/ч. Эта скорость меня полностью устраивает, тем более ехать недолго, и я спокойно, держа дистанцию, следую за ним. Периодически нас обгоняют более быстрые водители. И вот за одной из легковушек на обгон пристраивается лесовоз с прицепом. Обогнав нас, легковушка перестраивается обратно в правый ряд и уезжает, а лесовоз — нет. При попытке вернуться в ряд его начало сильно раскачивать, и он прямо перед нами складывается пополам! Хорошо, что мы шли 80 км/ч и держали приличную дистанцию — успели затормозить. Идеальная иллюстрация эффекта Пельцмана!

Мне очень понравилось правило Land Rover:

Главный вывод: учиться прежде, чем желать

И всё, что я хочу сказать, звучит очень просто:

Прежде чем мечтать о полном приводе — научитесь полностью использовать возможности своего нынешнего автомобиля! С любым типом привода. И если вы честно ответите себе на вопрос «Зачем мне машина?», может выясниться, что вам не нужен не только полный привод и кроссовер, но и автомобиль в принципе! Учиться и ещё раз учиться! И помнить — ПДД написаны не просто так! Не стоит лихачить и думать, что машина всё сделает за вас! Это и есть то самое ложное чувство безопасности! Не гоняйте! Соблюдайте скоростной режим и уважайте других участников движения!

Любителям аргумента «у тебя просто денег на нормальную новую машину нет, вот ты и завидуешь» сразу отвечу: да, у меня нет возможности купить несколько разных машин под разные задачи, поэтому я построил для себя один, но универсальный автомобиль.

Всем безаварийной езды!