Заброшенный щит Петербурга: история забытой позиции ПВО на мысе Инониеми

Мыс Инониеми под Петербургом — это настоящий архив военной истории под открытым небом. Помимо знаменитого форта Ино, здесь в разное время базировались самые разные объекты: от радиоактивного могильника и полигона для испытаний электромагнитного оружия до учебного центра инженерных войск. Но сегодня я хочу рассказать об одном конкретном месте — заброшенной позиции зенитно-ракетного комплекса С-75/125, чьи руины до сих пор хранят память о «холодной войне».

Стандартная схема в лесу

Позиция была построена по классическому для того времени проекту: по периметру шла кольцевая дорога, а в центре располагался командный пункт с подземным убежищем для солдат и офицеров.

Сейчас от всего этого остались лишь призрачные следы. В лесу можно найти пустые ангары, где когда-то стояли топливозаправщики и машины управления, полуразрушенное укрытие, КПП, заросшие плацы и особая, гнетущая атмосфера «секретной территории», которую природа медленно, но верно забирает обратно.

Эволюция «небесного щита»: от С-25 к мобильной «Двине»

История этого места неразрывно связана с гонкой вооружений. Первый массовый советский ЗРК С-25, защищавший Москву, был мощным, но громоздким и статичным. Его главным недостатком была «слепая зона» — он не мог сбивать цели, летящие ниже полутора километров, а низколетящие самолеты как раз были главной угрозой.

Требовался новый, мобильный комплекс, способный поражать цели на высотах от 500 метров до 30 километров. Эту задачу блестяще решило КБ-1 под руководством легендарного Александра Расплетина. В 1957 году на вооружение встал ЗРК С-75 «Двина». В его состав входили шесть пусковых установок на колесах, столько же транспортно-заряжающих машин и станция наведения ракет.

Станция наведения (СНР-75) была мозгом комплекса. Она размещалась в нескольких герметичных фургонах-КУНГах на шасси ЗИЛа: там были аппаратные кабины, антенный пост, пункт управления и вспомогательные модули. Позже, в модификации «Десна», оборудование переехало в буксируемые фургоны. Именно для укрытия таких пунктов управления, судя по всему, и были построены те самые ангары на мысе Инониеми, которые мы видим сегодня.

Изнутри ангар разделен на четыре изолированных бокса, попарно соединенных между собой. Для защиты от осколков и ударной волны их сверху засыпали полутора-двухметровым слоем грунта.

Рядом находятся другие ангары — более просторные. По всей вероятности, они предназначались для транспортно-заряжающих машин (ТЗУ), которые подвозили и устанавливали тяжелые ракеты на пусковые установки.

Новый виток противостояния: комплекс С-125

Гонка вооружений не стояла на месте. И у СССР, и у стран НАТО была авиация, мастерски освоившая полеты на сверхмалых высотах, буквально «в обнимку с рельефом». Чтобы противостоять этой угрозе, был создан ЗРК С-125 «Нева», способный достать самолет противника даже на стометровой высоте.

В его составе было от 4 до 8 пусковых установок с двумя-четырьмя ракетами на каждой. Станция наведения стала компактнее — две кабины (управления и антенная). Отдельно располагалась система энергоснабжения с дизель-генератором, а для обнаружения целей комплекс получал отдельные радиолокационные станции.

Отдельного внимания заслуживает убежище для личного состава. Его конструкция аскетична и функциональна: длинный сводчатый коридор ведет в небольшой зал, где в случае тревоги могли укрыться солдаты.

Закат позиции

По некоторым сведениям, в 1980-х годах на этой позиции планировали разместить новейший на тот момент комплекс С-300. И даже, кажется, в 1991 году его сюда привезли. Но история распорядилась иначе: для С-300 выбрали новое место дислокации у Зеленой Рощи, а старая позиция на мысе Инониеми, выполнив свою миссию, была окончательно покинута и забыта. Теперь ее история живет только в таких вот фотографиях и рассказах.

Текст и фотографии Rhenium75 для проекта NordSkif & Co