Прогулка к мысу Брюса: история крушения крейсера «Богатырь» и маяк Буссе

Приглашаю вас в виртуальное путешествие на мыс Брюса — место, вошедшее в историю после трагического инцидента в мае 1904 года. Тогда крейсер «Богатырь», следуя ошибочному приказу контр-адмирала К.П. Иессена, налетел на подводные камни и получил серьёзные повреждения.

Наш маршрут начинается в посёлке Славянка, рядом с Хасанским районным краеведческим музеем. Здесь, на всеобщем обозрении, стоит танк МС-1 — немой свидетель прошлых эпох.

Неподалёку от музея, возле детского кафе «Чунга-Чанга», привлекает внимание необычное сооружение. Судя по вывеске, в тёплый сезон здесь работает велодром — место, где наверняка кипит жизнь.

Берег парящей черепахи и путь к цели

Первой точкой нашего пути становится живописное место, известное как «Берег парящей черепахи». Отсюда мы неспешно начинаем движение к главной цели нашего путешествия.

Постепенно углубляемся в маршрут, наслаждаясь окружающими пейзажами.

На пути встречается бывшая погранзастава «Славянка морская». Время не пощадило её строения: здания частично разрушены, а в бывших гаражах теперь обосновались арендаторы.

Особого внимания внутри развалин нет, но у одного из полуразрушенных зданий ещё стоят остатки связной антенны, когда-то служившей заставе.

Рядом с заставой, словно напоминая о былых временах, сохранилась сеть окопов и огневых позиций.

Продолжаем путь. Впереди открывается вид на причудливый аркообразный кекур, который местные жители прозвали «Пьющий верблюд».

Минуем ещё один небольшой мыс.

Маяк Буссе — страж залива

Пройдя примерно 6 километров от начальной точки, мы достигаем полуострова Брюса. На вершине одноимённого мыса гордо возвышается маяк Буссе — важный навигационный ориентир, указывающий морякам вход в Амурский залив.

Строительство этого маяка началось в 1907 году и заняло четыре года. Ещё два года он функционировал только в светлое время суток. Осветительный аппарат французской фирмы «Соттер» был установлен на башне лишь в 1913 году. В итоге новый фонарь, размещённый на высоте 66 метров над уровнем моря, мог посылать свой свет на расстояние до 14 морских миль.

Конструкция маяка представляет собой каменную десятиметровую башню, пристроенную к жилому зданию.

Изначально для подачи сигналов в туман здесь использовалась пушка, но к 1930 году её заменили на колокол, отлитый ещё в 1890 году и снятый с одной из местных церквей.

Рядом стоит давно неработающий световой знак высотой около двух с половиной метров, предположительно установленный в 1950-х годах. А за ним, внизу, открывается вид на главную цель нашего путешествия — сам мыс Брюса.

Вот вид на маяк Буссе уже с мыса Брюса.

Мыс Брюса: место исторической трагедии

Наконец мы на месте. Этот мыс знаменит не только своими захватывающими видами.

Он хранит память о печальных событиях мая 1904 года. Контр-адмирал К.П. Иессен на крейсере «Богатырь» направлялся в залив Посьета, чтобы встретиться с армейским командованием и оценить организацию обороны. Согласно историческим источникам, несмотря на сильный туман и возражения командира корабля, адмирал приказал идти со скоростью около десяти узлов. В результате крейсер наскочил на подводные камни у мыса Брюса, получив несколько пробоин и повредив форштевень. Были затоплены несколько отсеков. Попытки экипажа самостоятельно снять судно с камней не увенчались успехом.

На помощь отправили крейсер «Россия» и ледокол «Надежный», но и их усилия оказались тщетны. Когда разыгрался десятибалльный шторм, было принято трудное решение об эвакуации экипажа на берег.

(историческое фото найдено в интернете).

Шторм утих 17 мая. На борт отправили трюмного механика с командой. Обследование показало, что четыре из девяти отсеков были заполнены водой, а сам крейсер развернуло штормом. Для спасения корабля пришлось провести масштабную разгрузку: сняли якорные цепи с якорями, выгрузили запасы угля, носовую башню с вооружением и боезапас. В итоге крейсер удалось снять с камней и лишь 14 июня отбуксировать во Владивосток, где он простоял в бездействии до конца войны.

(историческое фото найдено в интернете).

Сам мыс представляет собой впечатляющее зрелище — обрывистый склон, сложенный из базальтовых колонн, практически лишённый растительности и круто уходящий в море. Это северо-восточная оконечность полуострова и одновременно южный мыс, обозначающий вход в Славянский залив.

Вот и подошла к концу наша замечательная прогулка, полная природных красот и исторических воспоминаний. На этом всё.

Если вам понравился этот материал, буду рад видеть вас среди подписчиков нашего канала. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в наших путешествиях!