Для многих ценителей железных дорог сама суть их романтики заключена в ритмичном перестуке колёс. Однако в последние годы этот характерный звук постепенно становится реже, и на то есть две основные причины.
Прежде чем углубиться в детали, стоит понять природу этого звука. Как видно на видео, тот самый узнаваемый «тадам-тадам» возникает в момент, когда колесо вагона преодолевает стык между двумя отрезками рельса.
Две главные причины затихания стука
Итак, почему же пассажиры всё реже слышат эту железнодорожную симфонию?
1. Эра «бархатного пути»
Раньше рельсы соединялись стыками каждые 25 метров, что гарантировало непрерывную перкуссию на всём протяжении маршрута. Сегодня ситуация меняется с появлением так называемого «бархатного» или бесстыкового пути. Подобные участки уже активно эксплуатируются, например, на линии между Москвой и Санкт-Петербургом, где курсируют «Сапсаны», а также на Крымском мосту.
Важно отметить, что стыки на таких путях всё же присутствуют, но расположены гораздо реже — примерно через каждые 800 метров. Создание «бархатного пути» — процесс технологически сложный и затратный, требующий особых условий производства, транспортировки и укладки длинномерных рельсовых плетей. Однако эти усилия окупаются: по таким дорогам поезда могут развивать более высокие скорости, повышается комфорт пассажиров, а также снижается износ колёсных пар. В интернете можно найти интересные материалы, наглядно показывающие, как происходит доставка и монтаж этих гигантских рельсовых секций.
2. Эволюция подвижного состава
Вторая причина тишины в вагонах — это прогресс в конструкции самого подвижного состава. Современные вагоны проектируются с куда более эффективной шумоизоляцией. На смену старым деревянным рамам пришли герметичные пластиковые стеклопакеты, которые, хоть и не открываются летом, надёжно защищают салон от внешнего шума.
Означает ли это, что стук колёс окончательно канул в лету? Конечно, нет. В России по-прежнему велика протяжённость обычных путей со стыками, а парк старых вагонов ещё очень велик. Так что романтический перестук будет сопровождать путешественников ещё много лет, просто услышать его можно будет уже не на каждом направлении.
