Думаю большинство жителей России не знало, что Роскосмос производит трамваи. Я тоже упустил эту пикантную подробность, и если бы не перепалка телеведущего Ивана Урганта и главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, эта новость так и прошла бы незамеченной.
Как поссорились Иван Андреевич и Дмитрий Олегович
Конфликт Урганта и Рогозина начался вовсе не с трамваев. В начале февраля глава Роскосмоса Рогозин заявил в интервью ТАСС, что госкорпорация рассматривает возможность снижения требований к космонавтами, иначе Роскосмосу «еще долго придется отбирать в отряд суперменов».
В ответ на это ведущий «Вечернего Урганта» поиронизировал, какими могут быть послабления для космонавтов. «Если у человека мечта полететь в космос, то почему какое-то легкое психическое отклонение, которое проявляется в тяге делать дрелью дырки в обшивке, может помешать ему в исполнении мечты? Почему судимость по малолетству должна затормозить процесс развития российской космонавтики?» – шутил Ургант.
Рогозину это не понравилось. «8 лет чуть ли не ежедневно вести развлекательную передачу... Тут не только шутки и юмор закончатся, но и язык намозолится», – написал он в ответ.
На следующий день Ургант вернулся к этой теме с уже куда более хлесткими замечаниями.
«Я мог бы сказать, что восемь лет для нашей программы – это много, а для строительства космодрома Восточный – всего ничего. Даже там ничего намазолиться не успело», – сказал Ургант, потерев ладошку с намеком на коррупцию.
А вообще, по мнению Урганта, во всем виноваты предстоящие испытания трамвая от Роскосмоса, поэтому Рогозин такой напряжённый. Ведущие пошутили, что сделать трамвай – тяжелее, чем ракету, потому что он должен идти строго по рельсам и возвращаться назад. И что трамвай от Роскосмоса можно будет узнать по отваливающимся ступеням и отверстиям в обшивке.
Так что, Роскосмос делает трамваи?
Так вся страна узнала, что Роскосмос делает трамваи. Неужели это правда? Чтобы выяснить это, я пошел на сайт Объединенной авиакосмической корпорации и наткнулся на новость: «Усть-Катавский вагоностроительный завод вошел в структуру АО "ОРКК"».
Это значит, что один из самых известных трамвайных заводов (расположен в Челябинской области), который строит трамваи с 1901 года, действительно вошел в структуру Роскосмоса. Указ об этом был подписан еще в 2011 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым.
Что за трамваи делают на УКВЗ?
Мы не ставим целью этой публикации рассказать всю историю УКВЗ, но если вы живете в крупных городах, где есть трамваи, то наверняка видели продукцию этого завода. Советский 71-605 вообще был самой многочисленной трамвайной серией в мире.
В конце 1990-х – начале нулевых завод активно выпускал трамваи 71-619.
Самое широкое распространение из модельного ряда 2010-х получил трамвай 71-623.
Впрочем, в последние годы у УКВЗ с трамваями не ладится. Москва и Петербург перешли на массовые закупки «Витязей», которые производит другое предприятие, а все попытки создать современный вместительный низкопольный трамвай на УКВЗ пока заканчивались не очень успешно.
Например, с 2010 году на УКВЗ выпускают сочлененные трамваи 71-631. За 10 лет выпущено чуть больше 60 штук.
А новую модель 71-633 с полностью низким уровнем пола (аналог «Витязя») построили всего в двух экземплярах, но она не смогла пройти испытания.
Трамвай Роскосмоса
Что касается трамвая, про который шутил Ургант, то это будет двухсекционная модель со 100% низким уровнем пола.
«Испытания нового трамвая пройдут в феврале в одном из крупнейших промышленных городов Нижнего Поволжья – Волжском», – говорится в релизе ракетно-космической корпорации.
Ни одной официальной фотографии завод не показал, но в Сети можно найти информацию, что модель, о которой идет речь, – 71-142, она будет называться «Феникс». Вот несколько фотографий, которые удалось отыскать.
«Также разработана уникальная модульная конструкция трамвайного вагона, которая позволяет эксплуатирующим организациям прямо в депо собирать трамвайные вагоны от двух до девяти секций в зависимости от загруженности маршрута», – продолжает Роскосмос.
Кстати, на сайте УКВЗ есть прикольная интерактивная схема, на которой можно собрать трамвай своей мечты.
И напоследок. Роскосмос сообщает, что намерен нарастить выпуск трамваев до 200 в год. Первые девять заказов уже есть. А еще к 2025 году трамвайный завод под крылом ракетно-космической корпорации наладит выпуск лифтов. Здесь Урганту уже и шутить не надо.