Пожалуй, многие в нашей стране даже не догадывались, что Роскосмос занимается не только ракетами и спутниками, но и... трамваями. Я и сам пропустил этот любопытный факт, и если бы не острая перепалка между телеведущим Иваном Ургантом и главой госкорпорации Дмитрием Рогозиным, эта информация так и осталась бы в тени.
Как поссорились Иван Андреевич и Дмитрий Олегович
История этого противостояния началась не с транспорта. В первых числах февраля Рогозин в интервью агентству ТАСС высказал идею о возможном смягчении критериев отбора для будущих космонавтов. По его словам, иначе корпорации «еще долго придется отбирать в отряд суперменов».
На это заявление отреагировал Иван Ургант в своем вечернем шоу. Ведущий с иронией предположил, какие именно «послабления» могли бы появиться. «Если человек всей душой мечтает о космосе, разве какое-нибудь незначительное психическое отклонение — например, непреодолимое желание сверлить дыры в обшивке — должно стать препятствием? Или судимость в юности — она же не может тормозить развитие отечественной космонавтики?» — пошутил Ургант.
Рогозин не оценил юмора. «Вести развлекательную программу почти каждый день на протяжении восьми лет... Тут не только шутки закончатся, но и язык намозолится», — парировал он в своем ответе.
На следующий день Ургант вернулся к теме, но на этот раз его комментарии были куда более едкими и меткими.
«Можно сказать, что восемь лет для нашей программы — срок немалый, а для строительства космодрома Восточный — сущие пустяки. Там даже ничего намазолиться не успело», — заметил ведущий, многозначительно потирая ладони и намекая на скандалы, связанные с коррупцией при возведении объекта.
Впрочем, как предположил Ургант, корень раздражения Рогозина может крыться в предстоящих испытаниях нового трамвая, который разрабатывается под эгидой Роскосмоса. Ведущие программы пошутили, что сконструировать такой вагон даже сложнее, чем ракету — ведь он должен неуклонно следовать по рельсам и уметь возвращаться обратно. А отличительной чертой трамвая от космической корпорации, по их мнению, могли бы стать отваливающиеся ступени и те самые пресловутые отверстия в обшивке.
Так что, Роскосмос делает трамваи?
Именно благодаря этой шутке вся страна неожиданно для себя узнала, что Роскосмос действительно имеет отношение к трамвайному производству. Неужели это правда? Чтобы докопаться до истины, я заглянул на сайт Объединенной ракетно-космической корпорации и обнаружил там новость: «Усть-Катавский вагоностроительный завод вошел в структуру АО "ОРКК"».
Это означает, что один из старейших и известнейших трамвайных заводов страны, расположенный в Челябинской области и работающий с 1901 года, действительно является частью структуры Роскосмоса. Соответствующий указ был подписан еще в 2011 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым.
Что за трамваи делают на УКВЗ?
Цель этого материала — не подробный исторический экскурс, но если вы живете в крупном городе с трамвайным движением, то наверняка видели продукцию этого предприятия. Легендарная советская модель 71-605 и вовсе стала самой массовой трамвайной серией в мире.
На рубеже тысячелетий и в начале 2000-х завод активно выпускал более современные вагоны серии 71-619.
А самой распространенной моделью 2010-х годов стал трамвай 71-623.
Однако в последнее время у УКВЗ дела с трамваями идут не лучшим образом. Крупнейшие заказчики — Москва и Санкт-Петербург — перешли на массовые закупки «Витязей» от другого производителя. Все попытки завода создать современный, вместительный и полностью низкопольный трамвай пока что не увенчались значительным успехом.
К примеру, с 2010 года УКВЗ выпускает сочлененные трамваи модели 71-631. За целое десятилетие было произведено немногим более 60 таких вагонов.
А новейшую разработку — модель 71-633 с полностью низким полом (аналог того самого «Витязя») — построили всего в двух экземплярах, и она не смогла пройти необходимые испытания.
Трамвай Роскосмоса
Что же касается того самого трамвая, о котором пошутил Ургант, то это должна быть двухсекционная модель со стопроцентно низким уровнем пола.
«Испытания нового трамвая пройдут в феврале в одном из крупнейших промышленных городов Нижнего Поволжья — Волжском», — сообщается в пресс-релизе корпорации.
Официальных фотографий завод пока не публиковал, но в интернете можно найти сведения, что речь идет о модели 71-142, которая получит имя «Феникс». Вот несколько снимков, которые удалось разыскать.
«Также разработана уникальная модульная конструкция трамвайного вагона, которая позволяет эксплуатирующим организациям прямо в депо собирать трамвайные вагоны от двух до девяти секций в зависимости от загруженности маршрута», — добавляют в Роскосмосе.
Кстати, на сайте УКВЗ есть довольно занятная интерактивная схема, где можно в виртуальном режиме собрать трамвай своей мечты, выбирая количество секций и конфигурацию.
И в завершение. Роскосмос заявляет о намерении нарастить выпуск трамваев до 200 единиц в год. Первые девять заказов уже в работе. Более того, к 2025 году трамвайный завод под крылом ракетно-космической корпорации планирует освоить еще и производство лифтов. Тут, как говорится, Урганту даже шутить не придется — реальность и так порой превосходит самые смелые ожидания.
