Министерство транспорта представило проект обновленных правил перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом. Многие СМИ уже обратили внимание на возможность высадки пассажиров в грязной одежде, но на самом деле поправок гораздо больше, и не все они кажутся однозначными и справедливыми.
Большинство нововведений касается формальных моментов: закрепления правил использования абонементов на электрички, оформления билетов с помощью банковских, транспортных и других карт. Однако есть и более существенные изменения, которые коснутся каждого путешественника.
Изменения в оформлении и восстановлении билетов
1. Отменяется возможность выписывать билеты вручную — теперь все оформление будет полностью электронным.
2. Появится шанс восстановить билет на пригородный поезд, если он был куплен с использованием карты. Правда, с важной оговоркой: «при наличии технической возможности». Сейчас такая опция вообще не предусмотрена — потерял билет, и все, придется покупать новый.
3. Официальный статус получают терминалы для печати талонов предварительного проездного документа. Эти устройства в последнее время стали появляться на платформах, где нет касс или они закрываются рано. Если взять такой талон, можно будет без штрафа купить билет у контролера или на станции назначения. До сих пор эти терминалы существовали как бы в правовом вакууме.
4. Для детей в поездах дальнего следования теперь четко прописано: проезд детей до 14 лет возможен по нотариально заверенной копии свидетельства о рождении, а для младенцев до месяца — по медицинскому свидетельству о рождении. Раньше эти нюансы в правилах не оговаривались.
Спорные моменты: когда пассажира могут высадить
5. А вот это, пожалуй, самый обсуждаемый и неоднозначный пункт. Речь идет о праве удалить человека из поезда, если он мешает спокойствию других пассажиров.
В проекте правил перечислены конкретные причины: использование радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, игра на музыкальных инструментах, пение, а также «иные действия, нарушающие спокойствие других пассажиров (неприятный, зловонный запах, грязная одежда и пр.)».
Ключевая фраза здесь — «и пр.». Что подразумевается под этим «и прочее», не поясняется. И это открывает пространство для самых разных трактовок. Например, можно ли считать нарушением спокойствия храпящего соседа по купе? Или плач ребенка, который мешает другим пассажирам? Если я, как пассажир, считаю, что храпун не дает мне уснуть, имею ли я право требовать его высадки? Формально — да, ведь он нарушает мое спокойствие.
А что такое «неприятный запах»? Потный пассажир, который едет в плацкарте без кондиционера третьи сутки, заслуживает высадки? А если у него просто грязные носки — это уже и неприятный запах, и грязная одежда, то есть двойное нарушение. Но кто и как будет определять степень «грязности»? Нестирные носки один день — еще терпимо, а три дня — уже нет? Где грань?
Стремление урегулировать все до мелочей иногда приводит к абсурдным ситуациям. Любая неопределенность в формулировках может быть использована против кого угодно. Что вы думаете по поводу этих нововведений? Поделитесь своим мнением в комментариях, а также можете оставить официальный отзыв на проект новых правил.
