Я часто публикую в сети цветные снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским в начале прошлого века. Многие, кто впервые сталкивается с его работами, искренне удивляются и даже сомневаются в их подлинности. Люди думают, что это либо современная цифровая раскраска, либо вовсе искусная стилизация под старину.
Такое недоверие вполне объяснимо. Мы с детства привыкли, что вся фотохроника до середины XX века — исключительно черно-белая, а цвет пришел в фотографию гораздо позже.
Однако реальность такова: технология цветной фотографии была изобретена и успешно применялась уже более ста лет назад. Процесс был чрезвычайно сложным, трудоемким и дорогим, поэтому он не стал массовым и остался уделом энтузиастов и ученых. Но это не значит, что цветных снимков того времени не существует вовсе.
Прокудин-Горский был не единственным пионером цветной фотографии. Ряд других мастеров в разных странах также экспериментировали с получением цветного изображения.
Технология, опередившая время
Метод, который использовал Прокудин-Горский, основан на принципе цветоделения. Его теоретическую основу заложил Джеймс Максвелл еще в 1855 году, а первый практический успех принадлежит Томасу Саттону, осуществившему съемку 17 мая 1861 года. Суть метода в последовательной съемке одного объекта через три светофильтра — синий, зеленый и красный. В результате получались три черно-белых негатива, которые при совмещении (например, при проекции) давали полноцветное изображение.
Важно отметить, что русский фотограф не просто перенял чужую технологию, а существенно ее усовершенствовал, внеся собственный весомый вклад.
В 1902 году он полтора месяца стажировался в Германии у доктора Адольфа Мите, который как раз сконструировал собственную камеру для цветной съемки и проектор для демонстрации снимков.
Уже в декабре 1902 года Прокудин-Горский сообщил о создании своих первых цветных диапозитивов по методу Мите. А в 1905 году он запатентовал собственный сенсибилизатор — химический состав, повышающий чувствительность фотопластин. Его разработка превосходила по качеству даже аналогичные составы самого Мите и других зарубежных химиков.
Коллеги и единомышленники
Кстати, сам Адольф Мите тоже оставил после себя впечатляющую коллекцию цветных фотографий. Интересный факт: он стал первым, кто сделал цветные снимки в Арктике. В 1910 году, путешествуя на дирижабле «Цеппелин», он посетил Шпицберген и запечатлел этот суровый край.
А это — момент научных наблюдений во время экспедиции на север Норвегии в 1914 году.
Любопытно, что стиль съемки и даже выбор сюжетов у Мите и Прокудина-Горского часто совпадали. Вот, например, работа Мите, изображающая немецких крестьян во время сенокоса.
А это — очень похожий по композиции и духу кадр Прокудина-Горского: русские крестьяне на покосе у реки Шексны, 1909 год.
Роль современной реставрации
Безусловно, то безупречное качество, в котором мы видим эти фотографии сегодня, — во многом заслуга современных цифровых технологий. Для наглядности: вот как выглядел исходный материал после проявки оригинальных негативов с помощью современного оборудования.
А так этот же кадр выглядит после кропотливой работы реставраторов.
Или другой пример. Эта фотография своим идеальным состоянием тоже может вызывать вопросы.
А так она выглядела сразу после современной оцифровки с оригинальных пластин Прокудина-Горского.
Таким образом, над снимками действительно проводится большая восстановительная работа. Однако важно понимать: реставраторы не создают изображение с нуля и не вносят в сюжет ничего нового. Их задача — аккуратная цветокоррекция, устранение технических дефектов (трещин, царапин, пыли) и совмещение трех цветовых каналов. Содержание кадра, все детали и, главное, реальные цвета остаются неизменными с момента съемки.
Да, можно сказать, что без современных инструментов цифровой обработки снимки не выглядели бы так ярко и четко. Но ключевой момент в другом: без той самой, столетней технологии цветоделения, не было бы вообще никакого цветного изображения. Искусственная раскраска черно-белого фото — это всегда интерпретация и домысел. А в работах Прокудина-Горского и его коллег мы видим подлинный, документальный цвет начала XX века, зафиксированный физически. Это окно в прошлое, которое сохранило свои настоящие краски.
