Первый в мире автодом: история «Странника» доктора Стейблса

Сегодня для путешествий с комфортом и уютом мы используем кемперы или автодома. Но у этих современных машин есть далёкий и почтенный предок — самый первый в истории туристический караван, который носит гордое имя The Wanderer, что в переводе означает «Странник».

Этот уникальный экипаж, старейший из сохранившихся, был создан в конце XIX века. Его владельцем и идейным вдохновителем стал Уильям Гордон Стейблс, врач Королевского военно-морского флота. Он сам разработал концепцию этого необычного транспорта и с морской романтикой назвал его «сухопутной яхтой».

Построила «яхту» компания Bristol Wagon Works Company. Её габариты были впечатляющими для того времени: длина около 5,5 метров, ширина чуть меньше 2 метров, а высота — примерно 3,4 метра. Всё сооружение весило порядка двух тонн.

Человек, который не мог сидеть на месте

Уильям Гордон Стейблс, уроженец шотландского Банфшира, получил образование хирурга в Абердинском университете. В 1877 году, не достигнув ещё сорока лет, он вышел в отставку по состоянию здоровья. Видимо, жизнь на пенсии показалась ему слишком спокойной, и в 1885 году он заказал постройку своего «Странника», чтобы отправиться в большое приключение.

Конструктивно это был, по сути, усовершенствованный дилижанс, но рассчитанный на максимальный комфорт для небольшой компании. Поэтому именно «Странника» можно с полным правом считать прямым предшественником современных кемперов.

Роскошь на колёсах

Внутреннее убранство было продумано до мелочей и обеспечивало не просто комфорт, а настоящее путешествие с шиком. При этом в «Страннике» помещались сам доктор, его камердинер, кучер, а также верные спутники — крупный ньюфаундленд и какаду.

Внутри находилось всё необходимое: подвесной шкаф, книжный шкаф, зеркало, просторный диван, откидной стол и даже умывальник с запасом воды в специальном баке. Интерьер был выдержан в духе времени, с изящными занавесками на окнах и красивой надписью над дверью с названием сухопутной яхты.

Отделка была выполнена из ценных пород дерева — красного дерева и клёна, а цветовая гамма сочетала чёрный и золотой. В путь экипаж тянула пара лошадей с поэтичными именами Captain Corn-flower и Polly Pea-blossom (что-то вроде «Капитан Василёк» и «Полли Горошек»).

Первый вояж и наследие

Своё первое большое путешествие летом 1885 года «Странник» преодолел 1400 миль (примерно 2253 км). По свидетельствам, необычный экипаж вызывал всеобщее изумление и восхищение у жителей городов и деревень, через которые он проезжал.

Этот «пробный шар» оказался невероятно успешным. К моменту смерти доктора Стейблса в 1910 году подобные экипажи уже стали привычным явлением на дорогах Великобритании.

Сам Уильям Гордон Стейблс описал свои приключения в книге «Круиз сухопутного яхтенного странника». Долгое время The Wanderer оставался в семье, но в 1960-х годах дочь доктора завещала его британскому Caravan and Motorhome Club — клубу для любителей подобных путешествий.

В 2015 году клуб отпраздновал 130-летие легендарного путешествия. Материалы из книги легли в основу специального проекта в «Твиттере», где день за днём воссоздавался тот вояж. А сам отреставрированный, но полностью аутентичный экипаж и сегодня можно увидеть на площадке Caravan and Motorhome Club — как памятник духу странствий и изобретательности.

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк илиподписывайтесь на канал — это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!