Тайный язык узоров: кто и зачем создавал рисунки на советских коврах

Помните, как в детстве, засыпая, мы разглядывали ковер на стене? Глаза слипались, а в причудливых переплетениях нитей вдруг проступали знакомые образы: то мордочка зверя, то силуэт человека, то целая сцена из жизни. Эти ковры были неотъемлемой частью интерьера, а их орнаменты становились объектом детских фантазий и размышлений. Меня всегда занимал вопрос: кто же был автором этих загадочных композиций и что они на самом деле скрывают?

Попробуем раскрыть эту тайну вместе.

В поисках ответа я обнаружила удивительный документ — каталог, по которому в советскую эпоху можно было заказать настоящий, качественный ковер. Его выпускал Внешпосылторг, организация, работавшая с чеками, которые получали специалисты, трудившиеся за границей. В этом каталоге была представлена обширная коллекция орнаментов с указанием не только названия, но и страны-производителя.

Например, из Азербайджана предлагались ковры «Казах», «Карабах» или даже загадочный «Куба». Можно было выбрать изделие из братской Болгарии или из ГДР.

В каталоге были как ковры ручной работы, так и машинной вязки. Понятно, что доступ к таким товарам имели немногие. Для большинства советских семей приобрести любой ковер было уже большой удачей, и часто они даже не знали его происхождения и скрытого смысла. А между тем, в том самом каталоге к каждому образцу прилагалось небольшое описание, которое как раз и объясняло историю и значение узоров.

Корни орнаментов: традиции вместо вымысла

Так, в пояснениях к армянским коврам говорилось, что модели «Ереван» и «Иджеван» созданы на основе изучения старинных национальных миниатюр. Центральным элементом там выступал стилизованный цветок лотоса, на лепестках которого размещались не менее стилизованные изображения животных, бутонов и стеблей.

Туркменские ковры украшали ромбовидные узоры под названием «гель». Получается, что эти рисунки вовсе не были плодом фантазии советских художников-оформителей. Их истоки уходили в глубь веков, в народное творчество. Дизайнеры брали за основу традиционные орнаменты, иногда слегка адаптируя их под современное производство.

Причем классические национальные мотивы использовались как для дорогих ковров ручной работы, так и для более доступных машинных. Так что даже если у вас дома висел недорогой синтетический коврик, его узор все равно мог нести в себе древнее «послание».

Символы и их значения

Мне удалось узнать значение некоторых распространенных элементов. Очень часто в центре композиции располагался так называемый «медальон», символизировавший солнце. Любопытно, что это изначально иранский мотив, который успешно прижился и в советском ковроткачестве.

Также на коврах часто встречались замысловатые бесконечные линии, закрученные в спирали и завитки. Этот узор называется «эслим» и имеет персидское происхождение. Интересно и то, что даже строгие геометрические фигуры порой являлись крайне стилизованными изображениями животных или растений.

Так что, если в детстве вам чудилось, что в завитках ковра у вашей кровати прячутся всадники на собаках, люди, несущие деревья, или танцующие кошки, — возможно, вам вовсе не мерещилось. Ваше воображение могло угадать то, что centuries ago было зашифровано мастерами в этих, казалось бы, абстрактных линиях и формах.