Сегодня я хочу рассказать об одной удивительной личности и его доме, чья судьба резко изменилась после революции. Будучи причисленным к «старому режиму», сам он был обречен, но его уникальное творение — особняк — простояло в городе еще много десятилетий, храня память о своем хозяине.
Врач, лечивший сильных мира сего
Жамсаран, известный также как Петр Александрович Бадмаев, родился в 1849 году. По происхождению монгол, он привез в столицу Российской империи знания тибетской медицины, что было для Петербурга настоящей экзотикой. Его необычная практика быстро сделала его знаменитостью. Ко всему прочему, его искусство врачевания оказалось настолько востребованным, что его клиентурой стали высшие государственные чины. Среди его пациентов значились влиятельный министр Сергей Витте, загадочный Григорий Распутин и даже члены императорской семьи.
Уникальный дом у Поклонной горы
В 1880-х годах Бадмаев решил обосноваться в районе Поклонной горы, выстроив там для себя особняк. Здание сразу привлекало внимание своей оригинальной архитектурой, а его высокая башенка служила заметным ориентиром. Но главной его особенностью был вовсе не стиль.
Рядом с домом он устроил небольшую ферму, чтобы обеспечивать семью натуральными продуктами. А на Ярославском проспекте разбил оранжерею для выращивания редких целебных трав, которые использовал в своей практике. Там же, под руководством его супруги, работала аптека, где эти травы можно было приобрести, и даже была организована собственная лечебница.
Но самый поразительный факт заключается в другом: особняк Бадмаева стал первым в России зданием, построенным из железобетона — материала, который тогда только входил в употребление и казался чудом инженерной мысли.
Вот как выглядел этот дом на старой фотографии 1926 года:
Согласитесь, даже по этому снимку видно, что дом был выдержан в явных восточных мотивах, отражая происхождение и дух своего владельца.
Современный вид и печальный конец истории
А это вид сегодня с того же самого места: перед нами проспект Энгельса, справа уходит улица Тореза, а впереди — Северный проспект:
После событий 1917 года особняк, как и многое другое, был разграблен и национализирован. Долгое время он стоял пустым, потом в нем размещалось отделение милиции. Но в конечном итоге судьба его была решена городским планированием: когда начали прокладывать новую транспортную развязку на пересечении проспектов Энгельса, Тореза и Северного, уникальное здание снесли.
Вот такая глубокая и немного грустная история скрывается за, казалось бы, обычным перекрестком, мимо которого многие из нас проходят каждый день.
