Наконец, я установил в буханку ту вещь, без которой машина была совершенно непригодна для длительных поездок с ночевками: автономный отопитель-фен.
Диван, который я недавно сделал, конечно, позволяет спать в машине, но без отопления и принудительной вентиляции в салоне будет малоприятно. Сразу скажу, что нынче, развлекаясь с отопителем, я ловлю себя на мысли: «зачем возвращаться к этой жестокой реальности, когда можно вечно сидеть на диване в машине?» В общем, все получилось замечательно.
Итак, в самом начале я занялся изучением вопроса. Во всех этих фенах меня страшно напрягало то, что какое бы описание его установки я не читал, сколько картинок и видео не смотрел бы — все упорно ставили фены тупо в салон, таким образом, что они гоняли воздух по кругу, а не нагнетали его из-за борта. Я не мог поверить в то, что все эти люди могут быть столь не сведущи в вопросах отопления, и уж было подумал, будто фен не способен нагреть воздух до достаточной температуры.
Здесь я должен пояснить для тех, кто не в теме, что для нормального человеческого отопления, помещение нужно не просто нагреть, но еще и удалить из него лишнюю влагу. Сделать это можно только одним способом: взять более «сухой» холодный уличный воздух (см. парциальное давление водяного пара), нагреть его, наполнить паром из помещения, и как можно скорее вывести его обратно на улицу вместе с этой влагой.
Все осложнялось еще и тем, что ни один из современных производителей не указывает этих данных в технических характеристиках своих изделий. Однако, в паспортах старых ШААЗов аналогичной мощности прямо говорилось, что мол такая-то модель на максимальной мощности нагревает воздух на 60 градусов, или на 80, и т.д. К тому же и в Запорожце, например, отопитель устанавливался с завода правильно, то есть находился вне салона и задувал в машину уличный воздух. В общем, чуть позднее выяснилось, что средний китайский фен все-таки нагревает воздух на 80 градусов, и мне стало понятно, что он вполне пригоден для моих целей. В результате мы заказали на Алиэкспрессе 8-киловаттный агрегат.
Когда посылка была получена, то мне, как водится, казалось, что я установлю все за день. Но, как обычно, процесс растянулся на несколько дней и повлек за собой массу попутных работ и трат. Фен я решил устанавливать в багажный отсек: во-первых так он будет меньше шуметь с салоне; во-вторых, при таком размещении он сразу находится в холодном помещении, в котором очень легко организовать приточную вентиляцию, не переживая за теплоизоляцию и прочие проблемы. Топливный бак же просился на одну из дверей — там его будет очень легко заправлять, не боясь пролить топливо на вещи. Разумеется, все эти манипуляции потребовали разборки старой обшивки багажника, сделанной прежним владельцем машины, а обшивка эта оказалось совсем негодной, и в итоге я переделал вообще все.
Собственно, приделать к стенкам бак, отопитель, и топливный насос было несложно. Отопитель, кстати, я хотел обязательно поставить как можно выше, на случай гипотетического утопления машины. Правда, я был ограничен длиной имеющегося выхлопного сильфона, но все-таки фен хотя бы не стоит на полу. Рукав горячего воздуха я завел в салон под диван, через дырку в переборке, которую прорезал коронкой. Выхлоп и впуск — в днище.
Настало время испытать приобретение, но здесь я понял, что его, равно как и другие будущие устройства, нужно запитывать от отдельного аккумулятора. Пришлось тогда купить еще и аккумулятор, а заодно решить проблему развязки двух батарей в бортовой сети, о которой я расскажу отдельно. Устройство развязки, если что, делается на коленке из трех реле, а вовсе не покупается готовым за бешеные деньги.
Первое же включение показало, что работает все просто замечательно. Да, он греет! Он дует! И при этом, находясь в салоне я почти не слышал шума. Нет, конечно, из рукава доносится шуршание воздуха, слышны щелчки насоса. Но только и всего! Сну эти звуки никак не помешают.
Поначалу мне было очень трудно разобраться с режимами работы автоматики, ибо китайско-русская инструкция написана очень странным языком, и что-либо понять в ней я решительно не мог. Но позже я научился жать нужные кнопки. Фен, например, может поддерживать заданную температуру — сначала он на полной мощности нагревает машину, а потом начинает еле пыхтеть, и тогда его почти не слыхать. Электричества он потребляет очень мало, а с расходом солярки я пока еще не разобрался.
Последним штрихом во все этом деле была уборка всего отопительного хозяйства в кожух, дабы патрубки было невозможно повредить болтающимся по багажнику грузом, а сам груз не повредился бы о выхлопную трубу. Изготовление кожуха, конечно же, потребовало еще времени и сил.
И в последнюю очередь потребовалось заменить стекло одной из дверей на заглушку, в которую я врезал дефлектор. Мне же нужно, чтобы в багажник свободно попадал воздух с улицы. И вот — теперь на машине можно смело ехать куда-нибудь с ночевкой, что мы как можно скорее и сделаем.