Наконец-то я завершил модернизацию своего автомобиля, установив в «буханку» автономный отопитель-фен — устройство, без которого дальние поездки с ночевками были бы настоящим испытанием.
Зачем это нужно?
Недавно я собрал в машине удобный диван для сна, но быстро понял: без нормального отопления и вентиляции ночевать в салоне будет некомфортно. Сейчас, тестируя обогреватель, я ловлю себя на мысли: «Зачем возвращаться в суровую реальность, если можно бесконечно наслаждаться уютом в своей машине?» Результат превзошел все ожидания.
Поиск правильного решения
Изучая вопрос, я столкнулся с парадоксом: практически во всех инструкциях и видео люди устанавливали фены прямо в салон, заставляя воздух циркулировать по кругу, вместо того чтобы забирать его с улицы. Меня это настораживало — казалось, все игнорируют базовые принципы отопления. Я даже начал сомневаться, способен ли такой прибор прогреть воздух до нужной температуры.
Для тех, кто не в теме, поясню: эффективное отопление — это не просто нагрев. Необходимо также удалять излишнюю влагу из помещения. Единственный способ это сделать — забирать холодный уличный воздух (который обычно суше), нагревать его, насыщать влагой из салона и быстро выводить обратно на улицу.
Проблема усугублялась тем, что современные производители не указывают ключевых параметров в характеристиках. Однако в документах к старым отопителям ШААЗ аналогичной мощности четко говорилось: устройство нагревает воздух на 60–80 градусов. Кроме того, в тех же «Запорожцах» отопители с завода ставились правильно — вне салона, с забором уличного воздуха. Позже я выяснил, что средний китайский фен все-таки способен нагреть поток на те же 80 градусов, что подтвердило его пригодность для моих целей. В итоге мы заказали на «Алиэкспрессе» 8-киловаттный агрегат.
Процесс установки: ожидание vs реальность
Когда посылка прибыла, я наивно полагал, что справлюсь за день. Но, как это часто бывает, работа растянулась на несколько суток и повлекла за собой множество дополнительных задач и затрат.
Я решил разместить отопитель в багажном отсеке. Во-первых, так он будет меньше шуметь в салоне. Во-вторых, в этом холодном помещении проще организовать приточную вентиляцию, не заботясь о сложной теплоизоляции. Топливный бак логично разместился на одной из дверей — так его удобно заправлять, не рискуя пролить солярку на вещи.
Естественно, пришлось демонтировать старую обшивку багажника, оставшуюся от прежнего владельца. Она оказалась в плачевном состоянии, поэтому в итоге я переделал все полностью.
Монтаж и первые сложности
Закрепить на стенках бак, отопитель и топливный насос было несложно. Сам фен я постарался установить как можно выше — на случай гипотетического попадания машины в воду. Длина выхлопного сильфона наложила ограничения, но, по крайней мере, устройство не стоит на полу. Рукав для горячего воздуха я провел в салон под диван, проделав отверстие в перегородке с помощью коронки. Выхлоп и забор воздуха выведены через днище.
Настал момент испытаний, и тут я осознал: отопитель, как и другие будущие устройства, нужно запитать от отдельного аккумулятора. Пришлось покупать еще одну батарею и решать вопрос с развязкой двух источников в бортовой сети (об этом я расскажу отдельно). Кстати, устройство для развязки можно собрать самостоятельно из трех реле — не обязательно переплачивать за готовые решения.
Первые впечатления и настройка
Первое же включение показало: все работает просто отлично! Да, он действительно греет! Дует! И что важно — в салоне почти не слышно шума. Конечно, из рукава доносится шуршание воздуха, слышны щелчки насоса, но это мелочи. Для сна такие звуки точно не помеха.
Поначалу я с трудом разбирался с автоматикой — китайско-русская инструкция была написана очень странно, и понять что-либо было практически невозможно. Но методом проб и ошибок я освоил управление. Например, фен может поддерживать заданную температуру: сначала работает на полной мощности, чтобы быстро прогреть салон, а затем переходит в экономный режим, едва заметно «пыхтя». Потребление электричества минимальное, а точный расход солярки мне еще предстоит выяснить.
Финальные штрихи
Завершающим этапом стала защита всего хозяйства: я собрал кожух, чтобы патрубки не повредились грузом, болтающимся в багажнике, а сам груз не пострадал от контакта с выхлопной трубой. Изготовление кожуха, разумеется, отняло дополнительное время и силы.
В самом конце я заменил стекло на одной из дверей на заглушку с врезанным дефлектором — это необходимо для свободного притока воздуха в багажник с улицы. Теперь на машине можно смело отправляться в путешествие с ночевкой, чем мы в ближайшее время обязательно воспользуемся.
