Загадка метро: почему поручень эскалатора движется с другой скоростью

Многие из нас, спускаясь или поднимаясь на эскалаторе в метро, замечают интересный феномен: поручень под рукой движется с немного другой скоростью, чем ступени под ногами. То он чуть обгоняет лестницу, то, наоборот, немного отстаёт. Это наблюдение знакомо практически каждому пассажиру, но причины такого расхождения известны далеко не всем.

На коротких эскалаторах эта разница почти незаметна — путешествие заканчивается раньше, чем рука успевает почувствовать несоответствие.

Совсем другое дело — длинные подъёмы и спуски, например, на глубоких станциях московского метро или на многих станциях Петербурга. Тут за время поездки приходится несколько раз незаметно перехватывать поручень, чтобы рука не отъезжала слишком далеко вперёд или назад. Это становится своеобразным ритуалом для пассажиров.

В народе даже появились шутливые объяснения этому явлению. Одно гласит, что разная скорость — это хитрый приём, чтобы пассажиры не расслаблялись и не засыпали во время монотонного движения. Другое, будто бы на подъёме поручень ускоряют, чтобы помочь нам взобраться, а на спуске — замедляют, чтобы мы не потеряли равновесие и не упали.

Однако реальная причина куда более прозаична и кроется в техническом устройстве эскалатора.

Как поясняют специалисты, например, авторы блога о Петербургском метро, ступени и поручень — это, по сути, две независимые системы. Ступени приводит в движение один мощный электромотор, а бесконечная лента поручня — отдельный приводной блок с тяговой цепью. Это два разных контура, два разных механизма, и идеально синхронизировать их работу на протяжении всего срока службы — задача сложная и не всегда оправданная.

Технически синхронизация возможна, но её поддержание требует постоянных регулировок и контроля. При этом допустимая по нормативам разница в скоростях составляет всего 2%. Да, из-за этих пары процентов наша рука постепенно «уплывает», но серьёзного дискомфорта это не вызывает. Инженеры считают, что игра не стоит свеч: нецелесообразно усложнять конструкцию и обслуживание ради устранения столь незначительного неудобства.

Мне также довелось пообщаться с работником метро, который поделился практическим наблюдением. Он объяснил, что со временем приводные ролики или шкивы, которые двигают поручень, естественным образом изнашиваются, их диаметр немного уменьшается. Это и приводит к изменению скорости ленты. Он подтвердил, что строгий норматив действительно существует: опережение или отставание поручня не должно превышать те самые 2% от скорости ступеней. Так что в следующий раз, переставляя руку на поручне, можно вспомнить, что это — следствие вполне объяснимых физических процессов и инженерных решений.