Пассажиры метро замечают: когда спускаешься или поднимаешься, стоя на длинном эскалаторе, поручень, как правило, идет с другой скоростью – большей или меньшей, чем сами ступени. Но мало кто задумывается, почему так происходит.
Конечно, на недлинных эскалаторах пассажир не успевает заметить разницы в скорости движения поручней и ступенек.
А вот на больших лестницах – например, на петербургских станциях или на глубоких станциях московского метро, скорость может отличаться заметно. За время спуска или подъема пассажиру придется несколько раз сдвигать руку, чтобы комфортно держаться за поручень.
По этому поводу существует даже несколько шуток. Одна из шутливых версий гласит, что сделано это для того, чтобы пассажиры не засыпали на эскалаторе. По другой версии на подъеме поручень идет быстрее эскалатора, а на спуске медленнее, чтобы пассажиры не упали на спину.
В реальности все несколько иначе.
Вот, как объясняют авторы блога о Петербургском метро разную скорость поручней и ступеней:
«За движение ступенек отвечает один большой электропривод, а поручни прокручиваются тяговой цепью через отдельный приводной блок. Проще говоря, поручни и ступени – это два разных полотна, два разных механизма и две разные скорости работы. Синхронизировать их можно, но по сути незачем.
Во-первых, трудозатратно, поскольку придется постоянно поддерживать единство в работе систем. Во-вторых, нецелесообразно, ведь при нормальном функционировании эскалатора допустимая разница скоростей составляет всего 2%. Да, из-за этих двух процентов нам периодически нужно переставлять руку поближе к себе, но непреодолимого дискомфорта эта особенность эскалатора, согласитесь, нам все же не приносит».
Знакомый работник метро мне рассказал, что разница в скорости в основном объясняется тем, что со временем приводные блоки, которые приводят в движение поручни, снашиваются, а их диаметр уменьшается, поэтому поручни начинают двигаться быстрее.
Он подтвердил, что по нормативным документам, скорость движения поручня не должна отличаться от скорости движения ступеней более чем на 2%.