Легендарный поезд «Россия»: исчезающий бренд РЖД

На официальном сайте РЖД я заметил тревожную тенденцию: при покупке билетов на знаменитый поезд №1/2 Москва – Владивосток исчезли упоминания о его фирменном статусе и самом названии «Россия». Это выглядит как тихое стирание легенды.

Путь от гордого триколора к серой безликости

Поезд «Россия» – это не просто состав, а настоящий символ, один из самых узнаваемых брендов российских железных дорог. О нём знают далеко за пределами страны, и многие путешественники, как наши соотечественники, так и гости из-за рубежа, мечтают хотя бы раз проехать по Транссибу именно на нём. Его история началась ещё в 1966 году.

Раньше этот поезд был настоящим красавцем. В советскую эпоху и в последующие десятилетия он всегда выделялся своим видом. Как отмечается в источниках, в СССР вагоны были вишнёвого цвета с крупными металлическими буквами, позже палитра менялась на красную, малиновую, зелёную.

В более современный период состав получил окраску в цвета национального флага – белый, синий, красный.

Однако потом начались метаморфозы. Цвета снова менялись, пока в руководстве, видимо, не приняли решение, что «России» следует стать такой же, как все остальные поезда – серой и ничем не примечательной. Теперь её внешний вид полностью соответствует этому решению.

Мне довелось прокатиться на этом поезде в ноябре, и мои ожидания от легендарного маршрута не оправдались. Казалось бы, статус обязывает поддерживать определённый уровень. Но вагоны, хоть и относились к новому модельном ряду, уже были изношены: розеток катастрофически не хватало, а различные неисправности бросались в глаза. Обслуживание оставляло желать лучшего: постельное бельё не было застелено, традиционного чая или кофе не предлагали, при этом сдать бельё просили заранее. Да и сам состав был удивительно коротким. Я уже делился более подробными впечатлениями об этой поездке.

Стирание статуса: из фирменных в «нефирменные»

А недавно я столкнулся с чем-то совсем уж необъяснимым. На сайте РЖД в интерфейсе продажи билетов этот поезд больше не значится как фирменный, и из его описания пропало гордое имя «Россия».

Вот наглядный пример.

В списке мы видим фирменный поезд «Енисей» и какой-то безликий, не имеющий статуса состав №1/2. Причём парадокс в том, что билет на этот «нефирменный» поезд стоит дороже, чем на «Енисей».

Ещё во время своей ноябрьской поездки я обратил внимание, что внутри вагонов не осталось и намёка на бренд. Ни фирменных штор, ни сувенирной продукции, ни каких-либо других атрибутов. Возникает вопрос: а существует ли этот бренд сегодня в принципе?

Логики в действиях Федеральной пассажирской компании мне не понять. Ведь у пассажиров есть полноценная альтернатива – поезд №99/100, который также курсирует между Москвой и Владивостоком. Он ходит ежедневно (в отличие от «России»), состав длиннее, загрузка хорошая. При этом плацкартные вагоны там – последнего модельного ряда, а стоимость проезда ниже.

Голос пассажиров: разочарование вместо легенды

На популярном сайте tutu.ru рейтинг поезда «Россия» по отзывам путешественников крайне низок – всего 7,9 из 10. Для сравнения, другие фирменные составы обычно набирают около девяти баллов. Отзывы пестрят противоречиями, но негативных – предостаточно. Приведу несколько, которые, на мой взгляд, просто неприемлемы для поезда с такой историей.

  • «Это худшая моя поездка на поезде. Вагон старый, биотуалеты постоянно замерзали и выходили из строя, приходилось ходить в другой вагон. Горячей воды не было полдня, сломанный кран никто не торопился чинить. Проводница кипятила чайник и раздавала кипяток всем желающим. Розеток, в том числе с USB, в вагоне много, но работали из них всего три, остальные были отключены. Окна то покрывались льдом, то текли, от них сильно дуло. Это не вагон, а настоящее издевательство. При таких ценах – полное отсутствие условий! Самая низкая оценка»;
  • «Всё было неплохо, но ночью в вагоне невыносимо жарко. Кондиционер в зимний период не функционирует»;
  • «Се́л в Москве, оплатил купе с питанием, а выхожу в Нижнем Новгороде – так и не покормили. Объяснили, что кормят только утром, а в мое время выхода ресторан не работает. В итоге – деньги на ветер. Хотя бы сухой паёк могли выдать!»;
  • «Розетки рядом были, но абсолютно бесполезны – не работали».

Подобные жалобы были бы ожидаемы для обычного, рядового состава. Но для поезда под номером 1/2, для легенды Транссиба – это настоящий позор. Я искренне надеюсь, что в ФПК, которая ежегодно обновляет парк тысячами новых вагонов, обратят внимание на эту проблему. И гордое имя «Россия» не канет в лету, а будет восстановлено во всей красе.

UPD: Читатели справедливо указали мне на важный нюанс: при продаже билетов на поезд №1 из Владивостока в Москву сайт РЖД по-прежнему сохраняет название «Россия» и указывает его как фирменный, в отличие от обратного направления. Причины такой избирательности мне неизвестны. Однако это не отменяет всех тех проблем и претензий по сути, которые были описаны выше.