Наконец-то я завершил один из ключевых этапов переоборудования нашего УАЗа в дом на колесах — полностью собрал и обил диван. Это был долгий, но очень увлекательный процесс.
В прошлый раз я подробно рассказывал о том, как варил металлический каркас для этой конструкции, и даже делился чертежами с точными размерами. Если вы пропустили тот материал, обязательно ознакомьтесь — там вся основа.
Выбор материалов и подготовка
Самой хлопотной частью, как ни странно, оказалась не работа, а поиск и покупка материалов. Пришлось ехать в специализированный магазин в центре города, где, к моему удивлению, не принимали карты — так что наличные были кстати.
Для наполнителя я выбрал не обычный бытовой поролон, а специальный — марки ST3542. Он обладает повышенной плотностью и жесткостью, что идеально подходит для сидений, которые будут испытывать постоянные нагрузки. Толщины в 100 миллиметров оказалось более чем достаточно для комфорта. В качестве обивочной ткани мой выбор пал на практичный и недорогой оксфорд-600. Эта синтетическая ткань, знакомая многим по рюкзакам и сумкам, отлично показала себя в эксплуатации: она прочная, износостойкая и легко чистится щеткой или влажной тряпкой. Основанием для подушек послужила березовая фанера толщиной 9 мм.
Процесс изготовления подушек
Работа началась с раскроя. Сначала я вырезал из фанеры детали по форме спинки и сиденья. Затем, используя их как шаблоны, перенес контуры на лист поролона, оставив со всех сторон припуск примерно в 30 мм. Резать плотный поролон оказалось легко обычным канцелярским ножом.
Следующим этапом была обивка. Здесь я не стал заморачиваться с точной выкройкой, а просто отрезал от рулона ткани полосу нужной длины, оставив запас по 30 сантиметров с каждой стороны для подгиба. Первым делом я закрепил степлером одну длинную сторону, аккуратно подвернув край. Скобы я ставил нечасто — на случай, если что-то пойдет не так и придется переделывать. Затем наступила очередь противоположной стороны: здесь важно было хорошо натянуть ткань по центру, прижать ее к фанере и зафиксировать. Двигался я от середины к краям, и этот метод оказался очень эффективным. Рисунок на ткани служил отличным ориентиром для контроля равномерности натяжения; с однотонной материей, думаю, было бы сложнее.
Самой кропотливой частью стала обработка торцов и формирование аккуратных углов. Пришлось поэкспериментировать со складками, чтобы ткань легла ровно, без морщин и складок. К счастью, скобы легко вынимаются, поэтому любую ошибку можно было быстро исправить без ущерба для материала.
Установка декоративных пуговиц
Чтобы лицевая сторона матраса выглядела профессионально и ткань на ней была идеально натянута, я решил поставить пуговицы. Заранее боялся этой операции, но на практике все оказалось до смешного просто.
Сначала с изнаночной стороны я просверлил в фанере отверстия в тех местах, где должны быть пуговицы. Для работы понадобились пуговицы двух типов: с ножкой для лицевой стороны и плоские с отверстиями — для изнаночной. А еще — длинная игла, прочные нитки и... палочка для еды! Моя игла не могла пройти насквозь через 10 см поролона, поэтому палочка выступила в роли толкателя.
Суть метода такова: в иглу вдевается длинная нить-проводник. Игла с помощью толкателя прокалывает матрас насквозь через подготовленное отверстие. Образовавшуюся с обратной стороны петлю мы используем, чтобы протянуть через толщу поролона рабочие нитки, привязанные к лицевой пуговице. Затем эти нити продеваются в изнаночную пуговицу и завязываются надежным узлом. Лучше делать это вдвоем: один вдавливает пуговицу с лицевой стороны, а второй в это время затягивает узел с изнанки. На каждый матрас я установил по три пуговицы в ряд.
Финальная сборка и система фиксации
Остались последние штрихи. Я примерил основание дивана в салоне, прикрутил готовые матрасы к каркасу саморезами и собрал всю конструкцию. Осталось решить, как фиксировать спинку и выдвижную «ножку» в сложенном положении.
Решение пришло само собой и оказалось проще, чем я думал. Я изготовил две петли из прочной стропы, которые крепятся к основанию дивана. Когда спинку нужно зафиксировать, ее просто опускают, она упирается в нижний матрас, а петли накидываются сверху и застегиваются на фастексы. Чтобы сложить диван в кровать, спинку откидывают до упора назад (к переборке), а стропы затягивают с помощью двухщелевых пряжек на тех же фастексах. Получилось надежно, просто и без лишних сложностей.
Вот так продвигается превращение нашего УАЗа в уютный кемпер. Диван, который теперь можно использовать и как сиденье, и как полноценное спальное место, готов! Теперь предстоит не менее ответственный этап — снова снимать обивку салона, чтобы заняться утеплением крыши. Честно говоря, мысль о демонтаже потолка немного пугает, но я обязательно попробую. А пока можно с чистой совестью отдохнуть и насладиться плодами своего труда — первым полностью функционирующим элементом будущего дома на колесах.
