Почему поезда в Крым – «такие дорогие». Объясняю с расчетами

После запуска поездов Петербург – Севастополь и Москва – Симферополь постоянно вижу в Сети отзывы о том, что билеты стоят чересчур дорого. Решил проверить, насколько справедливы упреки.

Почему поезда в Крым – «такие дорогие». Объясняю с расчетами

Плацкартная стабильность

Начнем с плацкартных вагонов. Пока они курсируют только в составе поезда 7/8 Петербург – Севастополь, но с весны поездов с плацкартными вагонами будет больше.

Билеты по маршруту Петербург – Севастополь стоят от 3763,40 до 4666,50 руб. в зависимости от того, нижние это места или верхние боковые. Но как узнать, много это или мало? Давайте сравним тариф крымского поезда (его обслуживает «Гранд Сервис Экспресс») с поездами ФПК («дочка» РЖД) на каком-нибудь участке, где ходят поезда двух перевозчик.

Например, возьмем маршрут Петербург – Тверь. Цена на крымский поезд на нем всегда стабильна – 1069,60-1299,20 руб., а на поезда ФПК изменяется в зависимости от дат. Например, в январские каникулы у ФПК тариф повышен на 10% и проезд на нижней полке от Петербурга до Твери стоит 1414 руб. (на 115 руб. дороже, чем на крымском). А с 9 января по 21 февраля тариф снижен на 12% и составляет 859-1162 руб. (примерно на 150 руб. дешевле, чем на крымском).

Тариф в плацкартные, общие и сидячие вагоны поездов дальнего следования устанавливает государство в лице ФАС. ФПК может повышать его в периоды высокого спроса и понижать в периоды низкого, таким образом регулируя спрос и предложение. График гибкого регулирования цен публикуется заранее на год вперёд. ФАС следит лишь за тем, чтобы суммарно за год по дням получался изначально установленный тариф.

Итог: плацкарт в Крым стоит ровно столько, сколько установило государство. Если бы в Крым ходили поезда РЖД/ФПК, то места стоили бы дороже в летом и на праздники, но дешевле – весной и зимой. Кстати, если ничего не поменяется, то летом билеты в Крым будут заметно дешевле, чем в Сочи из-за того у ФПК с середины июня и до конца августа тариф повышен на 20%, а крымские билеты стоят одинаково круглый год.

Куда дешевле в купе – в Крым или Адлер?

Как оценивать цены в купе, я не представляю, ведь там работает система динамического ценообразования, и поэтому стоимость билетов постоянно скачет и мало зависит от расстояния.

Почему поезда в Крым – «такие дорогие». Объясняю с расчетами

Но давайте представим, что у нас есть некий турист из Москвы, который хочет на февральские праздники поехать к морю на поезде и выбирает, куда – в Крым или в Адлер.

Купе в крымскую двухэтажку на 20 февраля 2020 года стоит от 3068.50 (верхняя полка) до 4634 (нижнее место) руб. в вагон без услуг. За билет с питанием придется заплатить 3824,40-5389,90 руб.

В Адлер из Москвы тоже ходит двухэтажка. Она в отличие от крымской «Таврии» имеет фирменный статус. Впрочем «фирменность» ограничивается не особо большой порцией питания (один раз за сутки), застилом белья на верхних полках и набором с тапочками и зубной щеткой. Так вот, на то же число билеты на такой поезд стоят 2842 - 5484 руб. (зависит оттого, верхняя или нижняя полка и возвратный или невозвратный билет).

Поездка до Адлера в нефирменном купе одноэтажного поезда обойдется в 3712-5461 руб, в фирменной одноэтажке в 2999-6082 руб.

Как видим, цены и в Крым, и в Адлер вполне сопоставимы.

Итог: говорить, что цены в купе завышены, нельзя. Многие сравнивают цены на поезд с ценами на самолет и удивляются, что билеты на самолет иной раз дешевле. В несезон – да. Ведь в Крым летает много частных авиакомпаний и, конкурируя друг с другом, они понижают цены.

На железной дороге такой конкуренции нет. Зато летом авиакомпании будут активно повышать цены, а вот железнодорожники все же ограничены в этом законодательно.