Новый дизайн билетов РЖД: как изменился электронный билет после доработок

Студия Артемия Лебедева наконец представила финальную версию обновлённого электронного билета для поездов дальнего следования. Сам факт такого обновления — событие значимое, но, к сожалению, из-за одной неудачной формулировки про верхние и нижние полки все обсуждение свелось именно к ней, отвлекая внимание от других важных изменений.

Ранее я уже делился своими мыслями по поводу нового формата билета.

Несколько дней назад в официальном аккаунте РЖД в Instagram появился ролик с анонсом обновлённого электронного билета. Тогда все сразу обратили внимание на странное разрешение пассажирам с верхних полок «сидеть внизу». Я тогда объяснял, что такая трактовка неверна по сути — она фактически давала бы верхнему пассажиру право пользоваться двумя местами: своим для сна и нижним для сидения, что, конечно, нелогично.

Спустя пять дней студия Лебедева выложила качественные скриншоты готовых бланков, и — о чудо! — никаких упоминаний о полках там уже нет. Билет стал гораздо более читаемым и структурированным. Давайте разберём его подробнее. Картинка кликабельна.

Меня особенно порадовали новые полезные детали: например, нумерация вагонов в составе и указание, направлено ли место по ходу движения или против. Это действительно важная информация для комфорта в пути.

Правда, я уже высказывал сомнения, насколько корректно и повсеместно будет отображаться информация о направлении сидений. Скорее всего, её внедрят только для тех составов, где ориентация вагонов заранее известна и фиксирована, — таких как «Сапсаны» или «Ласточки» (там, кстати, и стоимость билетов может различаться в зависимости от направления). Если же РЖД найдут способ указывать эту информацию для всех поездов без исключения, я буду искренне восхищён.

В нижней части билета теперь есть наглядная схема, показывающая расположение места пассажира и полки для багажа. Кроме того, чётко прописано, какие именно услуги включены в стоимость проезда, что помогает избежать недопониманий.

Вот как выглядят различные пиктограммы, поясняющие услуги:

Что исчезло и что появилось

Как я и говорил, из бланка окончательно исчез спорный призыв к пассажирам нижних полок «пускать верхних посидеть». Из билетов для верхних мест убрали фразу о возможности ехать внизу в дневное время. Теперь вопрос совместного использования пространства регулируется простой и нейтральной формулировкой «Стол общий».

Также из билета пропали любые упоминания о душе. В первой версии макета соответствующая пиктограмма присутствовала, но, как я и предполагал, заранее определить, в каком именно вагоне есть душ, а в каком — нет, практически невозможно. К тому же оставался неясным сам смысл пиктограммы: она означает душ в каждом вагоне, в составе в целом или, может, только в штабном вагоне за отдельную плату? У ФПК, к слову, действительно есть разные схемы предоставления этой услуги.

Отдельно хочется поблагодарить разработчиков за полезные подсказки для пассажиров. Например, теперь в билете напоминают, что в течение одной минуты после стоянки поезда можно пройти в любой вагон.

Или предупреждают, что при раннем прибытии в Москву, возможно, придётся подождать открытия станций метро.

А также напоминают о необходимости иметь визу для поездок международными рейсами.

Был ли это провал или пиар-ход?

Теперь я размышляю: та самая скандальная формулировка про полки — это был досадный промах или намеренный провокационный ход? Зная склонность Артемия Лебедева к созданию хайпа, я бы ничему не удивился. Однако, учитывая, что первоначальный вброс был сделан не им лично, а через официальный аккаунт РЖД, я всё же склоняюсь к версии, что это был именно прокол, а не прикол.

В заключение повторю: в целом новый дизайн билета выглядит современно и стильно. В нём появилось множество полезных подсказок, исправлены прежние ошибки и неоднозначности. Осталось дождаться, как всё это будет работать на практике, в реальных поездках.