Ошибаться свойственно каждому, и учёные — не исключение. Однако мудрость заключается не в безошибочности, а в способности признавать свои заблуждения. Классические изречения «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю» часто связывают с великими умами вроде Сократа или Эйнштейна, но, по сути, они отражают состояние любого вдумчивого исследователя, столкнувшегося с необъятностью непознанного.
Мне хотелось бы поделиться несколькими интересными примерами таких научных промахов, которые впоследствии были пересмотрены. Хотя стоит оговориться: даже сегодняшние, казалось бы, окончательные выводы могут быть опровергнуты завтра, с обнаружением новых свидетельств из глубины веков.
Загадочные предметы из рога: от жезлов до инструментов
В эпоху позднего палеолита были распространены своеобразные артефакты, чьё истинное предназначение долгое время оставалось предметом жарких дискуссий в научной среде. Как правило, их изготавливали из рога северного оленя, отрезая участок чуть выше или ниже глазного отростка. Отличительной чертой было отверстие в утолщённой части (на фото ниже они расположены в нижнем ряду).
Изначально эти предметы окрестили «начальническими жезлами». Такое название закрепилось ещё во времена первых масштабных раскопок. Учёные прошлого видели в них символ власти и статуса вождей первобытных общин, тем более что многие экземпляры были богато украшены затейливой резьбой и изображениями зверей.
Однако со временем взгляд на эти артефакты кардинально изменился. Сегодня преобладает мнение, что это были многофункциональные орудия труда. В первую очередь их использовали для выпрямления древков стрел и копий, которые со временем могли изогнуться. Подобные инструменты были широко известны у народов Сибири — например, эскимосы часто украшали их искусной резьбой и скульптурками. У других этнических групп, таких как рыбаки и охотники с низовьев Оби, вплоть до XIX века сходные приспособления применяли для размягчения и обработки кожаных ремней. Современные экспериментальные исследования подтвердили эту гипотезу: «жезлы» действительно отлично справлялись с ролью выпрямителей, а также служили в качестве отбойников или инструментов для работы с кожей.
Конечно, существуют и альтернативные, пока не общепринятые версии. Некоторые специалисты полагают, что просверлённые жезлы могли быть ритуальными атрибутами, а другие видят в них… древнюю копьеметалку.
Что такое копьеметалка?
Копьеметалка (или атлатль) — это устройство в виде дощечки или палки с упором на одном конце. Метатель укладывает копьё на неё так, чтобы задний конец упирался в этот упор, сам же берётся за противоположный конец метательной палки. Действуя ею как рычагом, он совершает бросок из-за плеча, что придаёт копью значительно большую силу и дальность полёта. Подобные приспособления в историческое время использовались по всему миру.
Ещё в XIX веке копьеметалками активно пользовались чукчи, юкагиры, коряки, нивхи Сахалина, эскимосы и алеуты. Эти народы применяли их в основном для охоты на водоплавающую птицу или морского зверя, но есть свидетельства, что алеуты и чукчи могли использовать их и в военных столкновениях. Так, записи 1775 года сообщают, что алеуты метали с помощью копьеметалки отравленные дротики на расстояние до 20 саженей (около 40 метров). Русские поселенцы на Колыме, переняв опыт у местных жителей, тоже стали использовать эти охотничьи приспособления.
Загадки алтайских курганов
Другой любопытный казус связан с алтайскими курганами — погребальными сооружениями скифских племён. В таких захоронениях археологи обнаружили мумифицированные останки вождя и его супруги, а также огромное количество сопутствующих предметов: от разобранной колесницы до великолепного войлочного ковра с ритуальными сценами. Судя по всему, на ковре изображён сам погребённый правитель и богиня, союз с которой должен был даровать ему возрождение и вечную жизнь в ином мире.
А курьёз произошёл с одним конкретным предметом. Изначально его приняли за некое сиденье или табурет. Но когда были исследованы другие аналогичные погребения, назначение этих деревянных подушек переосмыслили.
Оказалось, что их подкладывали под голову усопшего, чтобы сохранить в целости его сложный и высокий головной убор. Вот как выглядел этот убор:
А вот этот артефакт поначалу был идентифицирован как барабан. Позднее выяснилось, что на самом деле это ритуальные сосуды. Их нижнюю часть изготавливали из рога диких козлов, а все детали сшивали прочными сухожильными нитями. Такие сосуды, сделанные из рогов диких животных, символизировали жертвоприношение.
Подобные ошибки в археологии — не редкость. У специалистов зачастую просто недостаточно данных, чтобы с ходу и без сомнений определить функцию той или иной находки. Однако наука не стоит на месте: постепенно накапливаются новые знания, методы совершенствуются, и наше понимание прошлого становится всё более глубоким и детальным. Хотя, стоит признать, эти знания всё равно остаются фрагментарными. Порой кажется, что мы практически ничего не знаем о том, как на самом деле жили люди всего несколько сотен лет назад, не говоря уже о временах, отдалённых от нас тысячелетиями.
Статья подготовлена по материалам с сайта hermitage.ru, а также экспозиции самого музея.