Сегодня в небо поднялся в последний раз с пассажирами на борту настоящий символ целой эпохи — самолёт Ту-134. Для меня, как для человека, чья жизнь тесно связана с путешествиями и авиацией, это событие наполнено особой грустью и уважением. Эта машина, производство которой остановили более трёх десятилетий назад, продолжала верно служить людям, демонстрируя невероятную надёжность и долговечность, заложенную советскими инженерами.
Даты, вошедшие в историю
? 29 июля 1963 года — первый полет под управлением летчика-испытателя А.Д. Калины
? 20 мая 2019 года - последний пассажирский рейс Иркутск-Мирный с 70-ю пассажирами на борту.
За 56 лет активной службы этот тип самолётов доказал свою состоятельность: с конвейера сошло 854 машины, которые перевезли свыше миллиарда человек. Многие ценители авиации, и я в их числе, считают его дизайн эталоном элегантности и гармонии — возможно, это самый красивый лайнер, созданный в Советском Союзе.
Последний оператор и прощальный рейс
Дольше всех в нашей стране регулярные полёты на «сто тридцать четвёртых» поддерживала авиакомпания «Алроса». Именно в её цветах 20 мая 2019 года борт выполнил финальный коммерческий маршрут: рейс 6R-542 вылетел из Иркутска в Мирный, унося в небо 70 пассажиров. Однако окончательно на заслуженный отдых самолёт отправится 22 мая. После технического перелёта в Новосибирск он покинет строй и займёт почётное место в экспозиции Новосибирского музея авиации и космонавтики.
Судьба одного борта: RA-65693
Герой сегодняшнего дня, Ту-134 с бортовым номером RA-65693, сошёл с конвейера Харьковского авиазавода в 1980 году. Его биография отражает бурную историю последних десятилетий. Начинал он службу в «Аэрофлоте», базируясь в Риге. После распада СССР сменил окраску на цвета латвийской Latavio, где летал до 1995 года. С созданием Air Baltic от советского парка решили избавиться: технику списывали или отправляли на утилизацию. Нашему борту повезло — он вернулся в Россию.
Компания «Авиаэнерго» переоборудовала его в комфортабельный бизнес-джет на 28 мест для чартерных перевозок. В конце 90-х на целых два года самолёт стал личным бортом Аллы Пугачёвой для гастрольных туров. Его даже перекрасили в эксклюзивный дизайн с именем певицы и рекламой Nescafe на фюзеляже.
В 2000 году лайнер приобрёл новый постоянный дом — авиакомпания «Алроса». Его вернули к стандартной компоновке салона на 73 пассажирских места, и следующие 19 лет он исправно трудился на регулярных рейсах, вплоть до памятного дня 20 мая.
Завершение лётной карьеры
Перелёт в музей состоится почти в день 40-летия самолёта. Именно в эту дату истекает срок его сертификата лётной годности, поскольку достигнут максимально разрешённый ресурс для данной модели — 25 лет с возможностью продления ещё на 15.
Вот такая это была машина — настоящая рабочая лошадка, созданная на десятилетия. Пролетал 40 лет, и до последнего дня оставался в строю. Это ли не лучшее доказательство качества и продуманности советского авиастроения?
