Недавно РЖД представили публике новые двухвагонные сцепы, которые пока доступны только в купейном варианте, но в перспективе планируется выпускать и плацкартные версии. Хочу поделиться своими наблюдениями и выделить несколько существенных недостатков этой, казалось бы, прогрессивной разработки.
Двухвагонный сцеп во время презентации на Рижском вокзале в Москве
Прежде чем перейти к критике, отмечу, что сам факт появления таких составов — это значительный шаг вперед. Планируемый выпуск около тысячи вагонов говорит о масштабном обновлении парка. Пассажиры получат современные условия: кондиционеры, розетки у каждого места и даже душ. Однако, присмотревшись к конструкции, я обнаружил ряд спорных решений.
1. Прощай, кипяток: титан отправлен в отставку
В новых вагонах отсутствует традиционный титан для кипячения воды. Вместо него установлен пурифайер, который выдает горячую воду, но ее температура не достигает 100 градусов. Разработчики уверяют, что система фильтров обеспечит безопасность, однако частота и качество их обслуживания остаются под большим вопросом.
2. Двойная нагрузка: один проводник на два вагона
Теперь на сцеп из двух вагонов приходится всего один проводник. Ему предстоит обслуживать 72 пассажира: проводить посадку, а после рейса убирать 18 купе, застилать 72 спальных места и следить за чистотой четырех туалетов. Справится ли один человек с таким объемом работы без ущерба для качества обслуживания — покажет время.
Фото Трансмашхолдинг
3. Где присесть? Рабочее место проводника без места
В служебном купе проводника почему-то не предусмотрено сидячее место. Неужели он должен всю поездку провести на ногах или постоянно перемещаться между вагонами? Остается надеяться, что этот недочет исправят в серийных экземплярах.
4. Душ в туалете: гигиена за дополнительную плату
Появление душа в каждом вагоне — безусловный плюс. Однако он расположен прямо в одном из туалетов, и пользование им планируют сделать платным. Это порождает логичный вопрос: будет ли этот совмещенный санузел постоянно закрыт, открываясь только по запросу? Если да, то на весь вагон фактически останется лишь один функционирующий туалет.
Фото: Трансмашхолдинг
5. Полки-трансформеры и спорное хранение вещей
Спальные полки выполнены по трансформируемой схеме: постель убирается в спинку дивана. К сожалению, такая конструкция часто «съедает» пространство для сидения, делая его менее комфортным. Еще один сомнительный момент — размещение сейфов в багажных отсеках под нижними полками. Таким образом, пассажир на нижней полке теряет часть и без того ограниченного места для личных вещей.
6. Холодильник под замком: общая зона или запретная территория?
В вагоне без проводника вместо служебного купе организована зона с большим холодильником и микроволновой печью. Парадокс в том, что и сама зона, и холодильник оборудованы замками. Пока неясно, будут ли проводники на практике их запирать, но сама возможность ограничения доступа к общим удобствам настораживает.
7. Тамбуры: лишние преграды на пути
Конструкция сохранила тамбуры в зоне перехода между вагонами. Чтобы пройти по герметичному сцепу, пассажиру предстоит преодолеть четыре двери. Даже если две из них — автоматические раздвижные, с багажом это превращается в не самое приятное испытание.
8. Климат-контроль: иллюзия самостоятельности
Появление в купе индивидуального регулятора температуры — отличная новость! Однако радость омрачает тот факт, что его работа зависит от базовых настроек, заданных проводником. Возникают сомнения, сможет ли сотрудник всегда поддерживать комфортный микроклимат, особенно в системах с водяным отоплением, где регулировка сложнее.
Искренне надеюсь, что озвученные недостатки будут учтены и устранены в процессе доработки, превратившись из минусов в реальные преимущества для пассажиров. Более детальную информацию о новом двухвагонном сцепе можно найти по ссылке.
