Как я установил жизненно важные краны в тесном пространстве лодки с помощью герметика

Мне предстояла непростая задача: установить два водопроводных крана в крайне неудобном месте, где не развернуться с гаечным ключом, и сделать это максимально аккуратно, избежав лишних проблем. Ситуацию усугублял серьезный риск что-нибудь сломать в процессе, что гарантированно обернулось бы для меня большими хлопотами.

На фото — шпигаты на IF. Это не мое изображение, я взял его с сайта: http://www.lasselundell.se/bottenkran.html

Что такое шпигаты и зачем им краны?

Речь шла о кранах для шпигатов самоотливного кокпита. На яхте или катере кокпит соединен с забортной водой двумя трубками, через которые из него уходит вода. Эти трубки проходят внутри корпуса и заканчиваются кингстонами — специальными фланцами. На них накручиваются краны со штуцерами, а уже на штуцера надеваются шланги, ведущие в кокпит. Главная функция этих кранов — перекрыть кингстоны в аварийной ситуации. Например, если шланги повредились или лодка сильно накренилась, и кокпит ушел под воду, их можно закрыть. Вот такая система безопасности.

В чем была сложность?

А сложность была в моей лодке. Ей больше 40 лет, и на ней стоят родные бронзовые кингстоны с такими же старыми бронзовыми задвижками, которые уже ни нормально не закрывались, ни полностью не открывались. Дело не только в их возрасте. За десятилетия из бронзы мог вымыться цинк, делая металл пористым и хрупким, как стекло. Если бы я при откручивании сломал кингстон, мне пришлось бы в панике искать замену и в аврале все переделывать до спуска судна на воду. В общем, я этого ужасно боялся.

На фото — последствия неудачной разборки. Человеку пришлось вырезать штуцера кингстонов специальной коронкой. Изображение взято с того же сайта: http://www.lasselundell.se/bottenkran.html

Подготовка и деликатная разборка

Чтобы снять старые краны максимально бережно, я, следуя советам бывалых, изготовил специальный ключ. Его задача — фиксировать кингстон изнутри, не давая ему проворачиваться, пока я откручиваю кран снаружи. Конструкция простая: к толстому пруту арматуры приварена металлическая пластина с двумя выступами, которые цепляются за пазы внутри кингстона. Пока я, забравшись под кокпит, пытался стронуть прикипевшую арматуру, мой помощник Наташа создавала этим ключом необходимый противодействующий момент.

Спецключ, вставленный в кингстон.

К счастью, все открутилось без происшествий, за что отдельное спасибо высшим силам. Лопнула лишь одна контргайка — невелика потеря. Теперь предстояло навинтить новые краны. Я выбрал самые обычные дюймовые шаровые краны из бронзы. Но здесь меня ждала дилемма: с одной стороны, нельзя было прилагать излишних усилий при затяжке на старой хрупкой резьбе, с другой — соединение должно было стать абсолютно герметичным сразу, с первой попытки.

Старые задвижки, которые мне, с божьей помощью, удалось открутить, ничего не сломав. Они в принципе рабочие, но засорены, из-за чего их нельзя ни полностью закрыть, ни открыть. В этом их главный недостаток по сравнению с шаровыми кранами.

Почему не ФУМ-лента? Идея с герметиком

Обычно для уплотнения резьбы используют ФУМ-ленту или подобные материалы. Однако мой опыт домашнего сантехника подсказывал, что с первого раза добиться идеальной герметичности с ней получается не всегда. Часто соединение приходится подтягивать или вовсе перематывать. С моей ветхой арматурой я очень не хотел таких манипуляций. К тому же, у меня не было возможности как следует проверить систему на течь до того, как лодка окажется в воде.

Тот самый самодельный ключ.

В итоге я решил опробовать, казалось бы, кустарный, но очень надежный метод: собрать соединение на нейтральном силиконовом герметике. Технология проста до безобразия: намазываешь резьбу герметиком, собираешь все вручную, даешь высохнуть около суток — и детали схватываются намертво, образуя монолитное и герметичное соединение. Сначала я проверил этот способ на пробной сгонке, и он выдержал испытание. Воодушевленный успехом, я повторил все уже на лодке.

Испытания и итоги

Проверку шпигатов мы устроили на следующий день. Заткнув кингстоны изнутри тряпками, я налил в кокпит приличное количество воды и долго, вооружившись фонариком, изучал каждое соединение в поисках хоть капли влаги. Протечек не было! Теперь я могу быть относительно спокоен, хотя, конечно, окончательный вердикт вынесет только море. Но я верю, что все будет хорошо.