История Каринской узкоколейной железной дороги в Кировской области получила новое развитие — у неё появился новый владелец. Теперь она принадлежит АНО «Музей железной дороги», одним из основателей которой стал Евгений Стерлин — страстный поклонник железнодорожного транспорта, который ради своего увлечения перебрался из Москвы в Кировскую область. Его цель — не только сохранить, но и развивать как музейную составляющую, так и регулярные перевозки.
Что чувствует человек, взявший на себя ответственность за целую железную дорогу? С какими вызовами он сталкивается изо дня в день? И какое впечатление производят эти места на зарубежных гостей? Об этом и многом другом Евгений поделился в нашем разговоре.
Каринская узкоколейка в городе Кирово-Чепецке ведёт свою летопись с 1942 года. Её построили в военное время для доставки торфа на местную ТЭЦ. Сегодня эта «железка» — жизненно важная артерия для жителей микрорайона Каринторф, который отрезан от основной части города рекой Чепцой. Постоянного автомобильного моста здесь нет, а временный понтонный регулярно оказывается под водой.
«В Европе на этом можно строить бизнес»
– Как возникла идея приобрести целую железную дорогу?
– Я давно увлечён такими миниатюрными железными дорогами. В Европе, например в Румынии или Польше, они — не просто транспорт, а успешный бизнес и популярный туристический объект. Мне интересно, насколько подобная модель может прижиться в России, в условиях Кировской области.
Особая ценность именно этой узкоколейки в том, что это полноценная действующая линия с пассажирским движением, а не просто музейный экспонат под стеклом. Пять раз в день, несмотря ни на какую погоду, поезд проходит все десять километров пути.
– В каком состоянии дорога досталась вам?
– Её история уникальна. В 1942 году дорогу строили женщины — мужчины были на фронте. Первый мост через Чепцу был временным, деревянным. Капитальный, который служит до сих пор, возвели уже в 1950-х.
Изначально протяжённость составляла 15 км от станции Техническая в Каринторфе до Кирово-Чепецка. Со временем сеть росла, обрастала ответвлениями, и в период расцвета её длина превышала 200 км. В 2012 году ТЭЦ перешла с торфа на газ, и узкоколейка оказалась под угрозой закрытия. Но вспомнили о людях в Каринторфе, для которых это — единственная связь с внешним миром, и линию сохранили.
Сначала перевозками занималось предприятие «Вятка-торф», потом они сдали дорогу в аренду, а затем решили продать. В 2017 году была создана наша некоммерческая организация «Музей железной дороги», и с мая этого года мы — полноправные владельцы и операторы Каринской узкоколейки.
«Содержание дороги — дело затратное»
– Вам теперь принадлежат и пути, и подвижной состав, и депо? Всё хозяйство?
– Да, всё это теперь наше. Но пока это история вовсе не о прибыли. Понятно, что содержание узкоколейки — дело убыточное, и местным властям приходится её дотировать. Стоимость билета — 22 рубля, она не покрывает даже расходы на топливо, даже в те месяцы, когда понтонный мост разобран и дорога — единственный способ добраться до города.
– Если построят капитальный мост, власти перестанут финансировать железную дорогу?
– Скорее всего, да. Для местного бюджета сумма в 15 миллионов рублей в год — серьёзная нагрузка. Хотя Кировская область — уникальный регион, где до сих пор сохранилось множество узкоколеек, как торфовозных, так и лесовозных. Это такой своеобразный заповедник.
Но мост пока только в планах. По моим оценкам, его строительство затянется надолго: нужно возводить высокие подъездные насыпи, сам мост должен быть капитальным, широким и длинным, ведь река разливается очень сильно. Сейчас уровень поднялся на 5 метров, а бывает и до 8,5.
Паводки случаются несколько раз в год после сильных ливней. К тому же, понтонный мост каждый весной на два месяца разбирают, даже если его не затапливало. А связь людям нужна постоянно — многие жители Каринторфа работают в Кирово-Чепецке.
«Посёлок живёт своей жизнью»
– Население Каринторфа продолжает сокращаться?
– К сожалению, да, постепенно убывает. Не так давно здесь жило около пяти тысяч человек, сейчас, по приблизительным оценкам, полторы-две тысячи. Точный учёт не ведётся, потому что формально это часть города Кирово-Чепецк.
– Чем занимаются местные жители?
– В основном, конечно, просто живут, а на работу ездят в город. Тридцать человек обслуживают саму узкоколейку, ещё около тридцати работают в цеху по производству конфорок, есть небольшое торфодобывающее предприятие. Плюс несколько магазинчиков, отделение «Сбербанка» и почта — вот, пожалуй, и вся инфраструктура посёлка. Поэтому первый поезд в 6:45 всегда полон — люди едут на работу. Когда моста нет, состав может тянуть шесть вагонов, когда есть — два-три.
– Почему такая разница?
– Люди предпочитают автобус. Он стоит столько же, но идёт через весь город, а не по специфическому маршруту, как наш поезд.
– Вы возите только пассажиров?
– Нет, иногда цепляем к пассажирскому составу и грузовые вагоны. Когда нет автомобильной дороги, местным предпринимателям нужно как-то переправлять свою продукцию. Вот сегодня, например, после долгого перерыва повезли вагон с торфом. Получается настоящий грузопассажирный состав, каких на широкой коже в России уже не встретишь. Также мы доставляем товары в магазины, возим больных в город, почту, сотрудников экстренных служб. Вся жизнь посёлка завязана на этой железной дороге.
«Даже подозревали, что я отменил автобус»
– Чем заполнен ваш обычный рабочий день?
– Очень много времени отнимает бумажная работа, отчёты перед властями, ведь мы используем бюджетные средства, а за ними строгий контроль. Штатного бухгалтера у нас нет, так что этим занимаюсь я сам. Параллельно нужно контролировать текущий и капитальный ремонт, реставрационные работы.
Сейчас, наконец, удалось наладить систему снабжения запчастями. Первое время доходило до курьёзов: звонит машинист, говорит — лопнул ремень, срочно нужен новый. И я мчусь по магазинам, ищу этот ремень, потом везу его сюда. Слава богу, сейчас создан необходимый неприкосновенный запас, и такие авралы остались в прошлом.
– Как местные отнеслись к появлению нового хозяина дороги?
– Поначалу, конечно, были опасения и тревога. Люди боялись, что я разберу дорогу на металлолом. Но я не разобрал и не собираюсь. Потом случилась история: из-за непогоды временно перестал ходить автобус, и некоторые жители решили, что это я «пролоббировал» его отмену, чтобы увеличить пассажиропоток на поезде. Но потом автобусное сообщение восстановили, а затем река разлилась. Уж в этом-то моей вины точно нет (смеётся).
«Наша задача — сохранить эту дорогу»
– Вы создаёте музей. Что он будет из себя представлять?
– Наша главная мечта — сохранить узкоколейку даже после постройки капитального моста. Для этого нужно, чтобы сюда активно приезжали туристы, и дорога могла бы себя хотя бы частично окупать. Уже сейчас любой желающий может приехать сюда в выходной день. Не нужно заранее звонить и договариваться — мы обязательно встретим гостя у поезда. Даже если приедет всего один человек, для него проведут экскурсию: дадут прокатиться на ручной дрезине, устроят небольшой мастер-класс по управлению стрелками, покажут, как разворачивается состав.
– Чем ещё, кроме музея, могут заняться туристы в Каринторфе?
– Здесь есть уникальные деревянные дома, построенные ещё немецкими и венгерскими специалистами. Много лет они были визитной карточкой посёлка. Сейчас, к сожалению, их постепенно сносят. Осталось, боюсь, всего несколько лет, чтобы успеть их увидеть.
– Туристы уже едут?
– Да, и это радует. Вот сегодня, например, была группа из Кирова — сорок человек. Они арендовали отдельный вагон, гуляли по территории музея, ходили в лес. Детей было не оторвать от ручной дрезины — всем хотелось прокатиться. То есть даже в несезон интерес есть.
Иногда доезжают даже москвичи. Бывают и иностранцы: в этом году приезжали англичанин, швейцарец, группа из Италии и Австралии. Они жили в Кирове по программе языкового обмена и специально приехали сюда. Честно говоря, они были немного шокированы нашей «глубинкой», но в целом впечатления остались хорошие. У нас есть определённая известность в англоязычном сегменте интернета, уже ведутся переговоры с туристами, которые планируют приехать в следующем году. Им нужен специальный рейс, обязательно с грузовыми вагонами в составе — сейчас как раз обсуждаем организацию такого маршрута.
Железнодорожная маршрутка и открытый вагон
– Что уже удалось сделать за полгода вашего руководства?
– Подходит к концу капитальный ремонт одного из наших двух локомотивов ТУ7А и пассажирского вагона. Планируем выпустить их на линию до конца этого года. Вагон будет использоваться и для местных жителей, и для туристов — мы покрасим его в ярко-красный цвет. В перспективе хотим отреставрировать все вагоны, ведь капитального ремонта они не видели больше сорока лет. Также мы восстановили ручную дрезину и отремонтировали моторную пассажирскую дрезину.
– Я слышал, эту дрезину выпустил Демиховский завод, который сейчас делает электрички?
– Да, она была произведена в 1980-х. Современные руководители завода очень удивились, узнав, что их предприятие когда-то делало такую технику, но с поиском чертежей помогли. Это такая железнодорожная «маршрутка»: у неё есть руль, который используется и как тормоз, а также коробка передач и сцепление.
Её преимущество — скорость, она может доставлять пассажиров в два раза быстрее обычного поезда. Единственный минус — малая вместимость, всего десять мест. Зато она лёгкая: если сойдёт с рельсов, её можно быстро установить обратно с помощью домкрата, а развернуть её могут всего один-два человека.
– Какие планы на будущее?
– К лету хотим сделать открытый экскурсионный вагон — не всем интересно ехать в закрытой «железной коробке». Далее — продолжим ремонт подвижного состава, в первую очередь пассажирского. Осталось привести в порядок ещё пять вагонов, нужно заняться реставрацией второго локомотива. Также предстоит отремонтировать депо — здание старое, крыша течёт.
Кроме техники, важно работать с людьми. Здесь трудится старая, советская школа машинистов и путейцев — это прекрасные специалисты, но годы берут своё, и тяжёлая физическая работа уже не всем под силу. В планах — привлечь молодые кадры, чтобы опытные работники могли передать им свои уникальные знания и навыки.
