Топливный феномен Дагестана: самопальный бензин и заправки из 90-х

Путешествуя по Дагестану, я с удивлением обнаружил, что этот регион — особый мир внутри России. Многое здесь выглядит знакомо, но при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно иным, со своим уникальным укладом.

Это касается всего: от торговых сетей и ассортимента в магазинах до соблюдения ПДД и, что особенно поразило, рынка топлива и автозаправочных станций.

Топливный рынок, застывший во времени

Если в других регионах страны заправочный бизнес давно структурирован и поделен между крупными сетевыми игроками, то в Дагестане царит атмосфера, напоминающая лихие девяностые. Вдоль дорог стоят самые разные АЗС — от более-менее приличных до откровенно «трешовых» будок, и качество бензина на них остаётся большой загадкой.

Ещё в Астрахани местный заправщик, узнав о моём маршруте, предупредил меня, владельца Range Rover: «Не рискуй заправляться в Дагестане, можешь попрощаться с двигателем». Тогда я отнёсся к его словам с недоверием.

Однако уже через несколько часов, оказавшись в Дагестане, я вспомнил этот совет. Многие заправки на обочине выглядели так, что само их существование вселяло сомнения. Стало очевидно, что из таких ржавых сарайчиков и металлических контейнеров просто не может литься качественное топливо.

Конечно, встречались и вполне цивилизованные на вид станции, но даже на них не было знакомых федеральных брендов. Это только усиливало мою настороженность.

Цены из прошлого и подозрительный бензовоз

А потом я увидел то, во что сначала просто не поверил: ценник с цифрами 27 рублей за литр 92-го бензина и 22 рубля за дизель! Это было почти в два раза дешевле привычных мне цен.

Первой мыслью было, что я каким-то образом перенёсся лет на десять назад. Затем подумал, что, возможно, это просто старая, неработающая заправка с сохранившимися старыми ценами. Но в этот момент к ней подъехал бензовоз и начал сливать топливо. Стало ясно — АЗС действующая, а цены актуальны.

Признаюсь, вид этого бензовоза, похожего на ржавое, разваливающееся корыто, окончательно отбил у меня желание даже думать о заправке здесь. Я двинулся дальше.

Подобные станции с подозрительно низкими ценами встречались регулярно. Например, на АЗС «Патриот» дизель предлагали уже по 28 рублей.

Любопытно, что на многих из таких точек я ни разу не увидел в продаже 95-й бензин. Часто ассортимент ограничивался только дизельным топливом.

Разгадка феномена дешёвого топлива

Позже мой знакомый из Махачкалы приоткрыл завесу тайны. Оказалось, что это так называемый «самопал» — бензин и солярка кустарного производства, которые в огромных количествах изготавливают в Дагестане в подпольных цехах и гаражах.

Сырьё для него, как правило, воруют путём несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы. Ходят истории, что иногда прямо над подземной трубой ставят времянку или ржавый контейнер, делают врезку и прямо на месте «гонят» топливо.

Затем это горючее продают на подобных сомнительных АЗС или даже напрямую с грузовиков-бочек.

Честно говоря, я не понимаю, кто решается заливать такое топливо в бак своей машины, пусть оно и очень дёшево. Очевидно, что о каком-либо контроле качества речи не идёт. Сиюминутная экономия с большой вероятностью обернётся колоссальными тратами на ремонт или полную замену топливной системы и двигателя.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или канал в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru (там сейчас Сирия), чтобы следить за всеми путешествиями в режим он-лайн: в сторис и публикациях.