Самый высокий храм Швейцарии не может не привлекать внимание, поэтому посетители Берна стараются так или иначе добраться до собора и ознакомиться с ним.
Я не стала исключением. Во-первых, была наслышана о совершенно необычном входе в этот собор, где изображался Страшный суд во всех подробностях. Во-вторых, я знала, что почти все витражи собора относятся к 15 веку, что удивительно, если учитывать хрупкость стекла. И мне хотелось взглянуть на них.
Оказалось, что собор внутри пуст. То есть убранство его весьма лаконично: отсутствуют вычурные украшения, массивные элементы декора, повсеместная позолота, как во многих других храмах и действительно только витражи смотрятся ярко.
И это не реверанс в угоду времени, внутреннее пространство было организовано таким образом еще в начале 16 века в ходе знаменитой Реформации. Тогда было решено избавиться от излишнего украшательства церкви и прийти к бОльшей простоте, чтобы ничего не отвлекало. Итогом стало повсеместное иконоборчество.
Но витражи, как ни странно, в борьбе с излишеством уцелели и сегодня считаются наиболее ценными во всей стране. Их изготовление датируется концом 15 века и они сохранились по наши дни.
Одним из самых знаменитых витражей является так называемая "Пляска смерти", где скелет, олицетворяющий смерть, приходит к разным людям. К вельможам, духовным лидерам, воинам, женщинам, мужчинам - без разбору.
Данный витраж символизирует тот факт, что смерть не щадит никого, ей не важно сколько у тебя денег, какое положение в обществе ты занимаешь и какой у тебя род деятельности. В итоге она явится к любому, иногда внезапно. Возможно, подразумевалось, что человек всегда должен быть готов предстать перед Богом, а потому вести себя правильно и благочестиво.
Читайте также: Лик Христа на юге России: рукотворный или нет?