Поезд №603 сообщением Москва – Москва запущен! Он ходит через Московскую, Калужскую и Тульскую области. Я не мог пропустить это событие и поехал в первый же рейс. И вот, что из этого вышло.
Разговор о том, что поезд №603 сообщением «Москва – Москва» – это «гостиница от РЖД» – в значительной степени хайп, как принято говорить. Как только я увидел проект расписания, я написал текст, который назвал «РЖД запустили ночной поезд из Москвы в Москву. Его можно использовать как гостиницу». За два дня его прочитали невиданные 100 тысяч человек и довольно быстро идею о том, что у РЖД теперь будет своя гостиница, растиражировали другие блогеры и СМИ.
Это сыграло поезду на руку. Ажиотаж вокруг его запуска привел 1 ноября, в день первого рейса, на платформу Киевского вокзала журналистов, блогера и просто любопытных. Федеральная пассажирская компания по этому поводу устроила торжественную церемонию провода первого состава с оркестром. (Здесь и далее фотографии объединены в галерею)
Как обозначили поезд на табло
Поезда начали ходить 1 ноября. В этот день стартовали сразу два поезда навстречу друг другу. Первым – в 18:40 выехал поезд с Павелецкого вокзала. Он прошел через Домодедово, Ожерелье, Новомосковск, Тулу и Калугу и около восьми утра вернулся на Киевский вокзал Москвы.
Однако торжественные проводы были устроены второму поезду. На него сразу спрос был больше среди желающих прокатиться полный круг. Он шел расписанием на два часа позже, а если ты едешь исключительно ради процесса, то побольше поспать – самое то.
На табло поезд обозначили не Москва – Москва, а Москва-Киевская – Москва-Павелецкая, дабы не было путаницы. Кое-где на электронных табло с номером вагона маршрут значился Москва-Киевская – Новомосковск – Москва-Павелецкая.
Вагоны новые. Почти все
В день запуска в составе поезда было семь вагонов. Как объяснил мне начальник поезд, схема состава предполагает как его удлинение до десяти вагонов, так и сокращение, если пассажиров будет меньше.
Два плацкартных вагона – самые новые, которые можно найти сегодня на железной дороге. Их сделал Тверской вагоностроительный завод этим летом. Такие вагоны прозвали «крымскими» – на них отсутствует характерный логотип РЖД, а это значит, что изначально их предполагалось передать компании «Гранд Сервис Экспресс», которая будет ездить в Крым. Но почему-то они попали в ФПК. В этих плацкартах есть и кондиционеры, и биотуалеты, и розетки, и USB-зарядки, и даже лампы индивидуального освещения возле каждого места. Я подробно описывал поездку в таком вагоне (но другого поезда) здесь.
Купейных вагонов тоже два. Один – новый, производства ТВЗ. А вот второй – прошедший капитально-восстановительный ремонт немецкий «Аммендорф». После обновления тут появились кондиционер и биотуалеты, купе для маломобильных пассажиров, несколько изменился оттенок стен, поставили новые «софитки» (светильники индивидуального освещения).
Сидячие вагоны – тоже из числа современных. Кресла откидываются, есть биотуалеты, титан, кондиционер.
СВ – несколько более древний. Вагон модели 61-4174 производится с 1998 года. Какого года был этот экземпляр, я определить не смог. Вагон явно готовили к поездке, здесь еще можно было «расслышать» не запахи краски. Для поездки я выбрал именно этот вагон. Ведь если рассматривать этот поезд, как «гостиницу на колесах», то ехать надо именно в СВ. Плацкарте – то это уже какой-то хостел.
Низкие цены и медленная скорость
Кстати, цены по железнодорожным меркам вполне посильные. За 13-часовую поездку в СВ я заплатил 2 439 рублей 60 копеек. Купейное место стоило бы 1372 рубля, плацкартное от 739 до 992, сидячка – 738 рублей.
Низкие цены объясняются не очень продолжительным по километражу маршрутом, 600-й нумерацией поезда (это значит, что поезд пассажирский и имеет маршрутную скорость менее 50 км/ч) и отсутствием динамической системы ценообразования. Поэтому, кстати, верх и низ здесь стоят одинаково.
Чай и шоколадки – в подарок
Из Москвы до Калуги наш поезд шел под чехословацким электровозом ЧС-7.
Прошел вдоль платформы во время посадки. Заполняемость СВ и двух сидячих вагонов в первый день рейса была 100-процентной. В других вагонах были отдельные свободные места, но совсем немного, рассказал мне начальник поезда. В сидячку даже выстроилась очередь.
Людей у вагона встречают люди с шариками. В день запуска первым пассажирам раздавали еще и магнитики и бирки для багажа с символикой ФПК. Всех снимало телевидение.
А вот и мое СВ. Я пришел первый. Белье застелено, на столиках чай и шоколадки. Не похоже на нефирменный поезд.
«Это подарок нашим пассажирам в честь первого рейса. Мы и в плацкарте верхние полки застелили», – объяснил мне начальник поезда Петр Тарасович.
«В СВ белье всегда будет застелено, это ж высокий класс. А вот чай и шоколадки – подарок», – рассказала проводница.
Из Москвы в Москву ехали 15 процентов пассажиров
Места в вагоне СВ разобрали еще за месяц до запуска. Среди контингента – семейный пары, пассажиры с детьми («чтобы покататься с ребенком на поезде»), просто любители железной дороги. «Некоторые пассажиры выкупили СВ целиком, чтобы ехать в одиночестве. По всему маршруту из Москвы в Москву у нас едет 13 человек», – сказала проводница.
В целом по составу пассажирами, ехавшими весь маршрут, было занято около 15 процентов мест, рассказал начальник поезда. Причем это не только журналисты, блогеры или железнодорожные фанаты. Например, в плацкарте ехала по кругу группа слабовидящих людей (видел их гуляющими с белыми тростями по платформе в Калуге).
«Моя дочка, если бы узнала, что тут есть такой маршрут, тут же поехала бы сама», – говорит Петр Тарасович.
Иностранцев не было, но, думаю, это временно. Тем, кто приезжает в Москву, было бы интересно прокатиться ночью в настоящем русском поезде.
Видимо, в часть запуска на столе стояли фирменные чашки от РЖД. Попытался налить чай, пока нес до места, но ошпарился.
«Дайте лучше стакан с подстаканником. Вот другое дело!»
Маршрут поезда
За окном мелькали Балабаново, Обнинское, Малоярославец. Первая крупная остановка – «Калуга-1» – примерно через три часа после отправления. Здесь стоим 35 минут. За это время электровоз меняют на тепловоз. На досталась «двойная машка» (тепловоз серии 2М62). Нечасто их теперь встретишь, особенно в пассажирском движении.
В Калуге опустели сидячие вагоны – 120 человек покинули нас. Выходили люди и из нашего СВ, и из купе, и из плацкартов. Новые пассажиры вроде не садились. Следующая остановка – Алексин (стоянка 2 минуты), потом – Тула (14 минут). От Калуги до Тулы – два с небольшим часа. Но Тула – необычная, не та, на которую приходят все поезда из Москвы, а Тула-третья, она же «Вяземская». Станция находится на окраине города. Каких-то два с небольшим часа в пути, а снега нет совсем, в отличие от Калуги.
Ночное дежурство решаю не устраивать и ложусь спать. Дальше нас ждут Узловая (стоянка 49 минут), станция со смешным названием Бобрик Донской, тот самый Новомосковск, во многом ради которого этот поезд и появился, Венев и уже с рассветом прибываем в Ожерелье, где тепловоз снова меняется на электровоз – уже Э2ПК.
Из Ожерелья неторопливо отправились по следам электрички, которую обогнали уже почти у самой Москвы. В пути еще постояли 11 минут в Кашире (там нас обогнал поезд из Волгограда в Москву) и немного в Домодедово.
Там, кстати, приехавшие пассажиры (если бы они были) могли бы сделать удобную пересадку на электричку в аэропорт (она уходит через 20 минут). В обратную сторону, кстати, хорошая стыковка – от электрички из аэропорта до поезда всего 35 минут.
«Поехали назад» – «Спасибо, мы на метро»
Утром пришел Петр Тарасович, чтобы спросить, все ли понравилось. Я ему честно сказал, что мне трижды приходилось просить проводников включать вентиляцию. И когда она работала, все было идеально, а когда нет, то за закрытой дверью очень быстро становилось душно. Но это беда всех поездов дальнего следования.
Уже на платформе прощаюсь с проводницей.
«Приходите вечером, поедем назад, на Киевский вокзал!» – предлагает она.
«Я б с удовольствием, но надо спешить, так что я на метро», – произношу я в ответ самую популярную шутку этого дня.
Приехавшие на Павелецкий вокзал пассажиры фотографируются у вагонов. «Россия-1» берет комментарии у пассажиров. Первый рейс поезда «Москва-Москва» завершен.
Ну а дальше начнется обычная регулярная эксплуатация поезда. Со временем его распробуют, как жители регионов, которые он связывает с Москвой, так и любители железной дороги, и те, кто хочет куда поехать поездом, но ему никуда не надо, и, конечно, иностранные туристы, которые приехали в Москву, и которым интересно «дать кругаля».