Листая свои старые записи, я наткнулся на заметку, написанную в октябре 2014 года. Это было время, о котором сейчас вспоминаешь с особым чувством.
Переломный момент
Тогда, после присоединения Крыма к России, полуостров переживал масштабнейшую трансформацию. Украинские символы и институты постепенно уступали место российским. Общественный подъем после мартовских событий еще не угас, люди учились жить в новой реальности, с надеждой обсуждали будущий Крымский мост и впервые ощутили на себе тяжесть западных санкций.
Это был год резких контрастов. С одной стороны — эйфория и надежды, с другой — суровые бытовые испытания. Исход украинских военных и банков, внезапное отключение мобильной связи, неработающие банкоматы, бесконечные очереди на паромную переправу, полупустые полки в магазинах, первые веерные отключения света, взлетевшие цены и толпы в паспортных столах — вот лишь часть повседневности того времени.
Перечитывая строки пятилетней давности, я снова погружаюсь в атмосферу тех месяцев, полных неопределенности и перемен.
Транспортная изоляция и паромный хаос
Крымского моста тогда и в проекте не было. Сотни тысяч россиян, устремившихся посмотреть на «новый старый» регион, столкнулись с гигантскими очередями на паром. Первое время работали лишь небольшие суда, совершенно не рассчитанные на такой ажиотаж. Транспортный поток вырос в разы, создавая коллапс.
Ситуацию немного спасли к лету, когда на линию «порт Крым — порт Кавказ» пригнали несколько крупных греческих паромов. Без них курортный сезон, и так сократившийся вдвое, мог бы полностью провалиться.
Аэропорт на грани возможностей
Симферопольский аэропорт тогда был старым, доставшимся от Украины. Небольшой терминал, рассчитанный на 10-15 рейсов в сутки, летом 2014-го буквально трещал по швам. Ежедневно здесь приземлялось до 90 самолетов с туристами. Авиакомпания «Трансаэро» даже отправляла в Симферополь огромные Boeing 747 на 461 место, забитые битком.
Регистрация на такой рейс начиналась за 4 часа до вылета, а посадку объявляли за два часа, потому что самолет стоял на дальней стоянке, и пассажиров развозили крошечными автобусами.
Транспортная блокада и «нейтральная полоса»
К концу года Украина полностью прекратила железнодорожное и автобусное сообщение с Крымом. Началась транспортная блокада. Тем, кому нужно было попасть на материковую Украину к родне или по делам, приходилось ехать на маршрутке до границы, затем пешком, с сумками и чемоданами, пересекать нейтральную полосу, а с другой стороны искать другой транспорт.
Картина у пунктов пропуска была тревожной: с обеих сторон стояла бронетехника и дежурили полностью экипированные военные.
Пустые полки и товарный голод
Еще раньше, чем пассажирское, практически полностью прекратилось товарное сообщение с Украиной. Это сразу почувствовали все, кто заходил в магазины. Полки опустели, как в лихие 90-е. Паромная переправа не справлялась даже с потоком легковых машин, а грузовики с продуктами неделями простаивали в очередях.
Со временем поставки из Краснодарского края и местных производителей немного наладились, но цены взлетели до небес, порой превышая московские. Власти успокаивали людей, связывая надежды на удешевление жизни со скорым запуском Крымского моста, разговоры о котором к концу 2014-го становились все активнее.
Банковский вакуум и новые игроки
Украинские банки покинули Крым еще весной. Однако крупные российские банки, такие как Сбербанк или Альфа-Банк, не спешили заходить на полуостров, опасаясь международных санкций. Финансовый вакуум заполнили организации, о которых большинство россиян никогда не слышали: РНКБ, «Смолевич», Генбанк, «Байкал», «Банк Воронеж». Многие из них позже исчезли, и лишь РНКБ не только удержался, но и стал флагманом местной банковской системы.
Банкоматы либо не работали, либо устанавливали лимиты в 5000 рублей в сутки. Туристы, приехавшие без наличных, оказывались в безвыходном положении. На помощь, конечно, приходили «предприниматели», предлагавшие обналичить деньги за комиссию в 15-20%.
Очереди за паспортом и суды за гражданство
2014-й — это год, когда почти два миллиона крымчан получили российские паспорта. Многие до сих пор с содроганием вспоминают многометровые очереди у отделений ФМС, особенно в Севастополе. А еще — сложную процедуру получения гражданства через суд.
Проблема была в том, что автоматически паспорт давали только тем, у кого в украинском паспорте стояла крымская прописка. Но на Украине прописка уже несколько лет как стала необязательной. Многие, купившие жилье или переехавшие в Крым после 2009 года, просто не ставили этот штамп. Чтобы доказать, что ты действительно живешь здесь, приходилось идти в суд, приводить свидетелей, приносить справки с работы, из ЖЭКа или пенсионного фонда.
Уход международных брендов
В тот год Крым покинули все международные сети: McDonald's, Zara, Bershka, магазины Ecco и Timberland, Intertop, ювелиры Pandora, заправки Shell и даже «Лукойл». Это опустошило множество торговых площадей, сделало полупустыми целые моллы. Долгое время купить качественные вещи известных марок было практически негде.
Августовский «обрыв» связи
Одним из самых неожиданных событий 2014-го, помимо транспортной блокады, стало резкое исчезновение в августе мобильной связи. До того момента многие продолжали пользоваться украинскими сим-картами, оплачивая их онлайн и не желая переходить на услуги нового оператора «К-Телеком». В один день все эти симки перестали работать.
Началась ажиотажная скупка любых доступных стартовых пакетов. Это были сим-карты краснодарского МТС (официально не работавшего в Крыму) и бренда Win Mobile от «К-Телекома», в чью сеть, как ни странно, и «роумился» тот самый МТС.
«Вежливые люди» — новый культурный феномен
И, конечно, нельзя не вспомнить то, как повсеместно, к месту и не очень, эксплуатировался тогда новый бренд — «вежливые люди». Этот образ стал частью местного колорита того времени.
Все это — лишь малая часть воспоминаний о Крыме 2014 года. На самом деле, рассказ о том периоде можно растянуть в бесконечный лонгрид — столько всего, важного и не очень, судьбоносного и бытового, происходило тогда на полуострове.
— — —
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме он-лайн в сторис и публикациях.
