Питание в бразильской школе: почему это вызывает тревогу

Хочу поделиться своими наблюдениями о том, как организовано питание в местных школах, и почему это вызывает у меня серьезные опасения. Начну с традиции празднования дней рождения.

Дни рождения: праздник вредных привычек

Многие дети отмечают свои дни рождения прямо в школе. В такой день ребенку не нужно брать с собой обычный ланч — вместо этого школа кормит всех в честь праздника, а угощение предоставляют родители именинника. Дети получают возможность есть сладости практически без ограничений: различные вредные снеки (например, очень жирные жареные шарики из теста с куриной начинкой) и, конечно же, торт.

После такого «праздничного» обеда ребенок часто даже отказывается от ужина дома. Но это еще полбеды. Настоящая проблема в том, что именинник раздает всем одноклассникам так называемые «подарки» — пакетики, набитые самыми сомнительными сладостями. Возможно, я покажусь излишне принципиальной, но в этих пакетах обычно лежат жевательные конфеты вроде «Мамбы», чупа-чупсы, от которых язык и губы становятся неестественно синими, и какие-то жвачки. Выглядит это, честно говоря, удручающе.

Фото из интернета.

Мы сознательно никогда не покупаем подобные продукты своим детям и сами их не едим. В этих пакетиках вы не найдете даже обычного шоколада — только «жевательно-сосательную» химию. Причем количество такое, что ребенок может растягивать это «угощение» на целую неделю. А если учесть, что дней рождения в классе иногда бывает по два в месяц, несложно представить, какой объем совершенно неполезной еды попадает в организм ребенка.

Культурные различия в подходе к еде

И что с этим делать? Для большинства бразильцев такая практика — абсолютная норма. Они едят подобные продукты регулярно и даже не задумываются об их потенциальном вреде. Точнее, вопрос о пользе или вреде пищи их просто не интересует. Они едят, не анализируя состав и не размышляя о последствиях.

А это в нашем садике, подготовительная группа (детям 5-6 лет).

Наш подход: осознанный выбор

Моя дочь Валюша рассказывает, что содержимое ее ланч-бокса для полдника всегда вызывает удивление у одноклассников. Она каждый день приносит что-то новое и, на наш взгляд, полезное: сырники, блины, свежие фрукты и овощи, йогурт, домашние сухарики. Особенный восторг у нее вызывают сушеные водоросли, как в японских ресторанах — такое больше никто не приносит. Иногда она сама готовит себе небольшой салат из свежих овощей и зелени. Мы всегда даем ей возможность самой выбрать, что взять с собой.

В то же время бразильские дети обычно приносят на перекус печенье с химической начинкой, бутылки кока-колы, чипсы, кексы и другую еду из категории фастфуда. Что примечательно, учителя часто питаются тем же самым.

Воспитание пищевой осознанности

Мы с Валюшей часто обсуждаем вопросы питания и здоровья, потому что вокруг, к сожалению, слишком много наглядных и печальных примеров последствий нездоровых привычек. Мы не устанавливаем строгих запретов, но сознательно не покупаем и не употребляем дома определенные продукты. Вне дома дети могут что-то попробовать, но они понимают, что это не та еда, которую можно есть регулярно, и поэтому особо не настаивают.

Полностью оградить их от такого питания, конечно, невозможно, да и не нужно. Однако формирование базовой пищевой осознанности, на мой взгляд, совершенно необходимо.

Надежды на будущее

Я искренне надеюсь, что со временем в этой стране начнется более активная пропаганда здорового питания, а в школах введут ограничения на продажу фастфуда, газированных напитков и продуктов, переполненных искусственными красителями и добавками.

По моим наблюдениям, в России дети с ранних лет все же приучаются к более здоровой и разнообразной пище. А как считаете вы?

Вступительный пост - Из русской деревни в джунгли Бразилии.