В России с особым трепетом относятся к мнению иностранцев о поездках в российских плацкартах: а понравится ли им эта наша диковинка. В последние дни много шума наделала публикация финской журналистки о том, как она ехала из Петербурга в Мурманск.
И хотя в статье нет никаких восторгов, в России ее восприняли именно так: плацкарт «впечатлил», «удивил», «восхитил» финку, пишут наши СМИ. На самом же деле журналистку из Финляндии если что и удивило, то вопрос, почему на верхней полке так мало места, почему на станциях продают невкусные пирожки и почему русские родители не разрешают своим детям бегать по вагонам. Оригинал статьи опубликован в финской газете Helsingin Sanomat.
«Плацкарт напоминает общие комнаты в хостелах»
Финка Йенни Йесканен (Jenni Jeskanen) ехала на поезде в августе. И первое, что ей бросилось в глаза, – почему россияне, которые обычно заботятся о том, как они одеты, надевают в поезда пестрые тапочки и домашние костюмы.
«Я начинаю свой путь длиной в сутки из Санкт-Петербурга до Мурманска, самого северного города России. Поезд состоит из 22 вагонов, и все места до последнего заняты. “В каком вагоне находится ресторан?” — спрашиваю я у проводницы Елены Галузовой, когда сажусь в поезд. Галузова странно на меня смотрит. Выясняется, что в этом длинном поезде нет вагона-ресторана. В конце августа в России все еще продолжается период отпусков. Поэтому пассажиров настолько много, что для вагона-ресторана просто нет места. Вагон-ресторан появляется в составе поезда с сентября», – первое на что обращает внимание финка.
Финке не ясно, как так: ведь если много людей, то логично, чтобы им было, где поесть. Но РЖД, по ее словам, выжимает из поезда все соки и пытается вывезти как можно больше людей.
«Все билеты на поезд распроданы не потому, что Мурманск — очень популярное место отдыха. Дело в том, что жители российского севера возвращаются из “южных отпусков” домой. Поезд делает 30 остановок, и во время пути можно получить представление о таких местах, как Беломорск и Кандалакша. Самые дешевые билеты стоят 20 евро, за перелет придется отдать по меньшей мере сто евро. В поезде вы вдобавок получите вдоволь впечатлений и ощутите атмосферу путешествия. В плацкартном вагоне номер пять мои попутчики расставляют свои сумки на верхней полке и засовывают их под нижнюю», – продолжает Йенни Йесканен.
«Плацкарт напоминает общие комнаты в хостелах. Женщины и мужчины едут вместе. Вагон разделен на девять купе по шесть мест в каждом, но дверей между ними нет. В нашем вагоне есть удобства: кондиционер, два туалета, “самовар” с горячей водой, у нашей проводницы можно купить разные закуски — поэтому моя поездка обошлась мне в два раза дороже, чем самый дешевый вариант», – пишет журналистка.
«Русские родители даже не дают своим детям побегать по коридору»
Она рассказывает, что в российских поездах можно найти варианты на любой кошелек. «Спальное место в люкс-купе на двоих обойдется примерно в 150 евро. В таком купе есть телевизор, свежие газеты, в стоимость включено питание», – продолжает финка. Она не знает, что телевизор обычно не работает.
«Сначала я переживала, что в одном вагоне со мной может оказаться шумная компания любителей выпить, но вместе со мной ехали семьи с детьми, семейные пары и женщины, которые ехали в одиночку. Русские родители даже не дают своим детям побегать по коридору. Свет выключают в 11 вечера, и тогда же последние пассажиры скидывают тапочки и ложатся на узкую кровать с хлопковыми простынями», – говорится в публикации.
«Ночь в спальном вагоне проходит тихо. Лучший вариант — заснуть быстро: верхняя кровать настолько узкая и места до потолка так мало, что перевернуться на другой бок может оказаться не таким уж простым делом. Основательно выспаться в плацкарте вряд ли удастся, но длинную поездку все же хорошо провести в лежачем положении», – отмечает автор.
«Начинка — одно название»
Отдельная тема публикации – это питание в поезде. Журналистка отмечает, как много еды берут с собой путешественники. И ругает продавцов пирожков на станции.
«На день дороги потребуется много еды. Семейная пара Ольга и Сергей Тареевы, которые возвращаются из Петербурга домой в Апатиты, достают на завтрак из сумки-холодильника целый круг колбасы, хлеб, помидоры, сливочный сыр, сушки, мармелад и быстрорастворимый кофе. Из “самовара” можно налить горячей воды. Пассажир с меньшим количеством запасов тоже не будет страдать от голода. Проводница выставила на подоконник на продажу батончики мюсли, мини-круассаны, лапшу быстрого приготовления и шоколад», – пишет финка.
«Продавцы на остановках тоже занимаются бизнесом. Первая долгая остановка — утром, в беломорской Кеми. На платформе полно продавцов. Литр малины можно купить за 400 рублей — то есть меньше чем за шесть евро. Юлия Попова продает домашние пирожки по 70 центов. Я беру пирожок с картошкой и пирожок с луком и яйцом, который, по словам продавщицы, еще теплый. Похоже, Попова торопилась: тесто получилось сыроватым. Начинка — одно название. Поезд уже идет к поселку Кузема, так что жаловаться толку нет», – режет правду журналистка.
Передайте Юлии Поповой из Кеми, что нехорошо продавать недопеченные пирожки.
«Сутки в поезде проходят на удивление легко. Например, Марина Варзугина практически всю поездку работает, решая по телефону рабочие вопросы. Я успеваю прочесть роман в 300 страниц и послушать музыку», – заключает путешественница.
Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.