Выморозка судов в Якутии: как мужчины за 40 000 рублей долбят лед под кораблями

Фото Владимира Севриновского.

В редакцию иногда заходят люди с невероятными историями. Недавно я познакомился с Владимиром Севриновским и узнал о «выморозке судов» — поистине экстремальном мужском ремесле. Когда в Якутии ударяют лютые морозы, под вмёрзшие в реку корабли пробираются суровые русские мужики. Вооружившись кайлами и бензопилами, они прорубают многометровые тоннели во льду, чтобы освободить суда для ремонта.

Севриновский, готовя материал для National Geographic Russia, лично наблюдал за этой работой в Якутии. Он пояснил: «Осенью Ленское пароходство вмораживает суда в лёд, а затем нанимает рабочих, которые вырезают под днищами длинные тоннели. Это нужно, чтобы починить корпус или заменить винт».
Большой репортаж Владимира скоро выйдет в журнале, а я, пока изучал тему, пообщался с Олегом Романовым из Якутска (ему 36 лет). Он три года работал «выморозчиком» на реке Лене. Вот что он мне рассказал:

«Нам платят за кубометры вырубленного льда»

«Оплата идёт за объём выбранного льда. За одно судно можно получить от 30 до 50 тысяч рублей. Но на эту работу может уйти и два месяца. Переходим от корабля к кораблю, ждём, пока лёд нарастёт достаточно.
Суть нашей работы вот в чём: иногда, чтобы добраться до винтов, нужно углубиться под реку на три с лишним метра. При этом бывает, что лёд промёрз всего на полметра, а дальше — вода! Мы действуем так: сначала выдалбливаем небольшой участок, ждём (иногда целый день), пока река промёрзнет глубже, затем долбим ниже. В итоге оказываемся у винтов, с которыми уже можно работать. Снимаем их, отправляем в ремонтный цех, где ими занимаются специалисты.

-30°C. Вот так и трудятся с восьми утра до пяти вечера. Фото Владимира Севриновского.

Зимовку судов в реке у нас называют отстоем. В Якутии можно услышать: «я работаю в отстое». Это нормально, даже почётно!

Флот работ. Фото Владимира Севриновского.

«Все сидят по домам, греются, а у нас самая жара — при -40»

Начинаем около восьми утра, заканчиваем часов в шесть. Работа очень тяжёлая. Все по домам сидят, греются, а у нас самая активность как раз в -40 градусов. Но я уже привык. Жена предлагает: давай в Москву попробуем? А что я там буду делать? За прошлый сезон на выморозке я похудел на 20 килограммов. Я моряк, механик. Когда навигации нет, чем мне заниматься? Работал водителем грузовика, но это не по душе, да и платили всего 20-25 тысяч в месяц. Поэтому я сейчас здесь, рядом с судами, — так спокойнее, да и денег больше. Тяжело? Нормально. Но когда кто-то говорит: «У меня работа тяжёлая», — я лишь слегка улыбаюсь, конечно.

Фото: Владимир Севриновский.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!