Итог использования навигационного компьютера на лодке: бобик сдох, но нашлась замена

Еще ни разу в жизни я не пользовался какими-либо «фирменными» картплоттерами, и до сих пор у меня такого желания не возникало: бешеных денег стоит само устройство; еще более бешеных бабок стоят карты для него — абы какие сканы «генштабовских» листов в картплоттер не засунешь. В общем, нам, простым людям, все эти буржуйские удовольствия не по карману.

Я всегда предпочитал простые и почти бесплатные решения вроде всевозможных самопально защищенных планшетов с картами, скачанными с торрентов. Правда, эти планшеты у меня регулярно ломались, всячески глючили, да и функционал имели очень ограниченный.

Но в этом году я соорудил более навороченную систему, а именно — навигационный компьютер, работающий в локальной сети, и способный получать данные из множества источников, а также управлять устройствами.

Система оказалась в целом надежной. Но этот бобик тоже сдох. Впрочем, случилось это в самом конце похода, когда мы сели на мель на Тиманском берегу Баренцева моря, и лодка пережила много сильнейших ударов. Я полностью уверен, что случилось это не из-за вездесущего конденсата, так как не обнаружил внутри компьютера каких-либо следов коррозии. Из строя вышел жесткий диск — самый обычный 80-гигабайтный винчестер, а они очень боятся ударов. В будущем я заменю его на твердотельный накопитель. А заодно и помещу компьютер в герметичный кейс, благо, что никакого охлаждения он не требует.

А пока все было нормально, то работала моя система именно так, как это представлялось еще дома. Я, например, лежа на койке мог взять с полочки свой смартфон, включить его, и увидеть на экране посредством удаленного доступа «рабочий стол» моего центрального компьютера. При включении этого компьютера на нем всегда запускался сеанс от имени одного конкретного пользователя, создавалась сеть Wi-Fi, и именно к этой сети, и именно к этому сеансу подключались любые устройства, на которых имелась программа удаленного доступа, настроенная соответствующим образом.

Перелезши с койки за стол, я мог включить ноутбук и на его экране увидеть все то же самое: навигационную программу с картой, наш курс, местоположение и текущий маршрут. Еще один «терминал» в лице защищенного планшета располагался в кокпите. Короче говоря, все это оказалось страшно удобным в использовании — я рисовал на экране маршрут, и автопилот вел по нему нашу лодку. В общем, я просто балдел от полученных удобств. Если бы я подключил к компьютеру и другие устройства вроде эхолота или анеморумбометра — я имел бы еще больше информации о текущей ситуации за пределами теплой уютной каютки. Туда можно воткнуть хоть телекамеру, и с ее помощью из любого места наблюдать, что происходит вокруг. Энергопотребление данной системы, кстати, невысокое, и основную массу электричества жрет автопилот.

Возникает вопрос, что же я делал, после отказа моей системы? Так называемые представители «старой школы» в этом месте могли бы злорадно сказать - «Ага! А мы предупреждали, что эта ваша электронная картография очень ненадежна и нужны бумажные карты!». Но я им возражу, что не все так страшно.

Я просто достал из кармана телефон, на который заранее был скопирован полный набор карт для его автономной работы, и начал пользоваться им в качестве аварийного навигатора. Таких устройств с копиями всего необходимого у нас было как минимум еще 3, на случай ядерной войны.

Ни о каких сетях теперь речи уже не шло. Мне просто требовалось видеть карту и наше положение на ней. Пришлось забыть и о движении на автопилоте по маршруту — теперь он тоже работал автономно и мог держать только курс по компасу. Из-за слабоватого аккумулятора я не мог держать экран смартфона постоянно включенным, телефон приходилось регулярно заряжать. Это очень осложняло, например, движение по Печоре, когда мы уже подходили к Нарьян-Мару.

Телефон у меня был самый обыкновенный, тот, которым я пользуюсь дома. Поэтому, когда я находился в кокпите в плохую погоду, мне приходилось его либо постоянно прятать его в кармане, либо держать в прозрачном полиэтиленовом пакете. Но дождь и брызги морской воды, неизбежно попадающие на сенсорный экран, да еще и вечно мокрые пальцы превращали любые манипуляции с устройством в настоящее страдание.

Вообще, емкостные тачскрины, повсеместно используемые сейчас на смартфонах, подвержены этой проблеме: они страшно глючат при попадании на них воды. Однако, немного помучавшись, мы все-таки добрались до финиша, затем вернулись домой, и здесь меня ждал сюрприз: мне подарили защищенный смартфон «BQ Shark Rush».

По правде говоря, я всегда относился к подобным изделиям с большим недоверием, и сам бы такой телефон ни за что не купил. Но, коли уж он мне достался бесплатно, то я, исполненный скепсиса, решил с ним немного поиграть. И вы знаете — я проникся! Почти сразу я начал жалеть, что у меня не было чего-то подобного в походе, потому что этот телефон оказался начисто лишенным недостатков, о которых я упомянул выше. Мне совершенно плевать, какая у него камера, и что там нет красивой оболочки, поддерживающей всякие там пальцевые жесты. В качестве резервного навигатора он будет просто идеален!

Первой фишкой, бросившейся мне в глаза, когда я принялся совать этот смартфон под струю воды у себя в ванной, было то, что его экран продолжал нормально работать. Капли воды и специально намазанная мной на него грязь, хоть и затрудняли манипуляции, но не делали их совсем невозможными. Но не может же быть все столь замечательно! Наверно, у этого телефона дохлый аккумулятор — подумал я и принялся всячески его разряжать.

Я держал экран постоянно включенным, и светил фонариком без перерыва… К вечеру этот процесс меня изрядно утомил. Даже через 2 дня эксплуатации в качестве фонаря, мне удалось высосать из необъятного аккумулятора этого Шарк Раша всего 25% заряда. Это при том, что я настроил выключение экрана на максимальные 30 минут, и постоянно пробуждал засыпающий телефон — мне очень хотелось узнать, на сколько же его хватит. Видимо, хватить его должно надолго, во всяком случае, пока я так и не смог его посадить.

В общем, будущее покажет, но думаю, доработанного с учетом ошибок компьютера и влагозащищенного смартфона мне вполне хватит для обеспечения навигации в будущих походах. Более того, с таким долгим временем автономной работы на второй план даже отходит стационарный планшет, так как в случае необходимости я хоть постоянно могу пользоваться этим телефоном и подзаряжать его, сидя в каюте. В общем, я очень доволен. Не буду расписывать характеристика аппарата, потому что сам я в них не особо разбираюсь, и просто скажу, что он вполне удовлетворил моим привередливым требованиям. И, под конец, замечу, что почему-то этот Шарк Раш прекрасно работает с Iridium Go. Похоже, мне также придется реабилитировать наш спутниковый терминал в глазах общественности.