Американские тепловозы на украинских рельсах: год спустя

Почти год назад Украинская железная дорога завершила приемку партии из 30 грузовых тепловозов General Electric ТЭ33А Evolution, поставленных из США. Первоначальный скепсис и критика со стороны специалистов сменились конкретными эксплуатационными результатами. Давайте разберемся, как же на самом деле показали себя эти локомотивы в украинских реалиях.

ТЭ33А Evolution: мировой фаворит

Шестиосный тепловоз General Electric ТЭ33А Evolution — это не просто американская техника, а настоящая звезда мирового грузового движения. Изначально создававшийся для экспортных рынков, этот односекционный локомотив завоевал репутацию одного из самых надежных и востребованных в своем классе. Его популярность подтверждается тысячами выпущенных машин по всему миру. Например, Индия приобрела целую тысячу таких единиц.

Интерес к модели был настолько велик, что в Казахстане даже наладили совместное с российским «Трансмашхолдингом» производство, выпустив около 300 локомотивов этой серии.

Масштабный контракт для Украины

В феврале 2018 года между General Electric и «Укрзализныцей» был подписан рамочный договор, который открыл путь для масштабного обновления локомотивного парка. Согласно документу, до 2034 года Украина могла бы получить до 225 новых тепловозов GE, а также модернизировать до 75 уже имеющихся машин. Общая стоимость этой долгосрочной программы оценивалась примерно в миллиард долларов.

Первые машины прибыли в страну уже в августе того же года, а последние из запланированных на тот момент 30 тепловозов были переданы в марте 2019-го. Важным нюансом было происхождение техники: чтобы избежать связей с находящимся под санкциями российским холдингом, локомотивы везли прямиком из США морским путем. Финальную сборку осуществляли на мощностях украинского Крюковского вагоностроительного завода. Планы «Укрзализныцы» амбициозны: до 2025 года компания намерена закупить еще до 70 аналогичных тепловозов. Со стороны американских партнеров прозвучали обещания о высокой степени локализации производства, хотя о строительстве полноценного завода речи не шло.

Споры и сомнения в начале пути

После заключения сделки в «Укрзализныце» активно рассказывали о преимуществах новой техники: высокой мощности, экономичности и современных системах управления.

Однако на старте эксплуатации со стороны машинистов раздавалась серьезная критика. Многие специалисты, привыкшие к отечественной технике, высказывали сомнения.

«Я сам машинист тепловоза и отлично понимаю ситуацию в отрасли, — делился в соцсетях машинист Андрей Огородник. — Во-первых, на эти машины нужно заново проходить обучение. Во-вторых, нет отлаженной ремонтной базы. В-третьих — какой смысл в таком количестве новой техники, если объемы грузоперевозок не растут? Гораздо логичнее было бы направить средства на капитальный ремонт или глубокую модернизацию наших старых, но проверенных локомотивов. Деньги остались бы в стране, создались бы рабочие места на заводах. А сейчас придется переучивать персонал на сложную зарубежную технику, в то время как наша проста и надежна. Очень жаль таких решений».

Реальные результаты через год

Однако практика показала, что первоначальные опасения были во многом преувеличены. Недавно глава «Укрзализныцы» Евгений Кравцов привел конкретные цифры, демонстрирующие эффективность американских тепловозов.

«Мы наглядно видим, как работают эти локомотивы на нашей сети. На сегодняшний день они обеспечивают 31% всех грузовых перевозок, выполняемых тепловозной тягой. Их суточный пробег значительно выше: в среднем одна машина проходит 551 км за сутки, что почти на 26% больше, чем у тепловозов старого парка», — сообщил Кравцов.

По его словам, у ТЭ33АС, по сравнению с двухсекционными советскими моделями 2ТЭ10 и 2ТЭ116, существенно увеличен межремонтный период, расход дизельного топлива ниже на 20%, а затраты на техническое обслуживание — заметно меньше.

Чтобы всегда быть в курсе новых публикаций и важных железнодорожных новостей, подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook или Одноклассники. А в Telegram-канале мы оперативно публикуем самые значимые события из мира железных дорог.