На днях мне в почту пришло письмо с таким вопросом: «Почему ночные поезда из Москвы в Петербург такие медленные? Неужели за годы модернизации так и не смогли увеличить их скорость?». Ответ на этот вопрос чуть сложнее, чем кажется на первых взгляд.
Иностранный – не значит быстрый
Начнем с главного. Статус «Сапсана», как самого быстрого поезда в России, несколько преувеличен. Судите сами: на сегодняшний день самый
шустрых «Сапсан» из Москвы в Петербург идет 3 часа 30 минут, но такой поезд всего один за день.
В основном, время в пути «Сапсана» составляет около 3:50 – 4:00. Для сравнения – «Невский экспресс», который состоит полностью из российских вагонов (которым уже за 15 лет) и российского тепловоза идет 4 часа 10 минут.
Еще более показательным выглядит направление Москва – Нижний Новгород. Здесь «Сапсан» едет 3:55. А «Стриж» – 3:40. «Но "Стриж" тоже иностранный поезд», – скажете вы. Да, но ведет-то его отечественный электровоз! И потом, еще до «Сапсанов» на этом маршруте работал «Буревестник» (аналог «Невского экспресса»), который тоже укладывался в 4 часа.
Ну и окончательный гвоздь в крышку гроба о мифе «Сапсана». С 9 декабря поезд 42 сообщением Великий Новгород – Нижний Новгород ускоряется на участке Москва – Нижний Новгород до 4 часов 25 минут. За это время он успевает еще сделать три остановки суммарной продолжительностью 9 минут. Это самый обычный состав из купейных и плацкартных вагонов российского производства.
Этот раздел я написал для того, чтобы показать: российская промышленность может делать поезда, которые в нынешних условиях не будут уступать по скорости «Сапсану». «Сапсан» мог бы быть быстрее, если бы у него были для этого специально проложенные выделенные пути, но на сегодняшний день его скоростное преимущество не очевидно.
Почему дневные поезда такие медленные
Возвращаемся к главному вопросу – почему обычные поезда между Москвой и Петербургом такие медленные?
Начнем с дневных поездов, которые идут транзитом из Петербурга через Москву дальше на юг или восток. Их время в пути на сегодня – от 6 часов 35 минут (для скорого поезда «Волга» Петербург – Нижний Новгород) до 11:25 минут (для поездов Петербург – Владикавказ и Петербург – Махачкала).
Все эти поезд могли бы идти быстрее, но вынуждены тормозить для пропуска «Сапсанов». Считайте сами. «Волга» в новом расписании (с начала декабря 2019 года) от Москвы до Петербурга будет делать шесть остановок общей продолжительностью 20 минут.
Думаю, если убрать остановки и время, необходимое для торможения и набора скорости, то получится, что обычный поезд состоящий из российских вагонов и локомотива может проезжать расстояние от Москвы до Петербурга за 5,5 часов не напрягаясь.
Поезд Петербург – Махачкала (Владикавказ) и вовсе за время поездки до Москвы делает 13 остановок общей продолжительностью около трех часов!
Итак, дневные поезда идут так медленно, потому что пропускают «Сапсаны».
А почему же тормозят «ночники»?
Ну и главный логичный вопрос. А почему тогда ночные поезда идут так долго, ведь ночью «Сапсанов нет» и пропускать никого не надо.
Дело в том, что ночные поезда «тормозятся» искусственно. Сделано это для того, чтобы люди могли выспаться в дороге. Эталонное время у «Красной стрелы» – восемь часов в пути, причем без единой остановки. Расписание составлено так, что состав просто не спешит.
Другие поезда по ночам, конечно, тормозят на станциях искусственно. Но у самых именитых, фирменных, расписание составлено так, что время в пути составляет 8-9 часов.
Такое время в пути оптимально для отправления около 21-24 часов из одного города и прибытия в 6-9 часов утра в другой город.
Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.