Как изменилась дорожная полиция Грузии после реформы и почему взятки стали невозможны

Хочу поделиться своими наблюдениями о том, как сейчас обстоят дела с соблюдением правил дорожного движения в Грузии, как работает полиция после масштабных преобразований, и на что стоит обратить внимание тем, кто путешествует на автомобиле.

Радикальная реформа полиции

Для начала стоит напомнить, что во время президентства Михаила Саакашвили в стране провели несколько фундаментальных реформ, направленных на искоренение коррупции в государственных структурах. Особенно впечатляющей стала реформа Министерства внутренних дел.

Произошло нечто беспрецедентное: ведомство полностью расформировали, и все его сотрудники в одно мгновение лишились своих должностей.

Можно было ожидать, что на дорогах воцарится полный хаос и беззаконие. Однако ничего подобного не случилось. Жизнь продолжила идти своим чередом, движение на дорогах не остановилось. Просто исчезли те, кто привык наживаться, используя свою власть и полосатую жезл-«палочку» как инструмент для личного обогащения.

Выставка полицейской техники. Батуми. Грузия.

Через некоторое время было создано совершенно новое министерство. Набор персонала проходил по строгим критериям: отсутствие опыта работы в старой системе ГАИ, успешная сдача честных экзаменов и безупречные моральные качества. Новых сотрудников искали среди тех, кто принципиально не брал взяток и умел культурно общаться с людьми, не провоцируя конфликтов. Взамен им предложили достойную зарплату и уважение общества.

И что удивительно — у них действительно получилось.

Выставка полицейской техники. Батуми. Грузия.

Новая реальность на дорогах

Конечно, было бы наивно думать, что после реформы все водители вдруг стали святыми и перестали нарушать. Чуда не произошло. Но в вопросах неотвратимости наказания наступил абсолютный порядок. Если нарушение зафиксировано — единственный вариант это штраф. Никаких альтернатив и «договорённостей».

Среди местных даже родилась характерная шутка: «Взятку инспектору теперь нужно передавать только двумя руками — чтобы он сразу мог надеть на тебя наручники». А система автоматических камер фиксации стала для многих настоящим бичом — чуть превысил скорость, и в почтовом ящике уже лежит «письмо счастья».

Особенности для автотуристов

А как же обстоят дела с иностранцами, путешествующими на своих автомобилях? На мой взгляд, к туристам здесь относятся более лояльно, особенно если нарушения не слишком серьёзные.

С камерами фиксации летом 2017 года была интересная ситуация. По крайней мере, на автомобили с российскими номерами штрафы, похоже, не выписывали. Я сам несколько раз превышал скорость на трассе, зная, что в моём случае это не повлечёт последствий.

Где-то по дороге в Боржоми. Грузия.

Совет на случай остановки

Хочу дать один практический совет, которым мне самому не довелось воспользоваться, но он может оказаться полезным. Если вас всё же остановили за нарушение — не спорьте и не пытайтесь оправдываться агрессивно. Лучше искренне извиниться, сославшись на отвлечение внимания, незнание местных особенностей или простую невнимательность. С большой долей вероятности вам сделают предупреждение и отпустят с миром.

Грузия. Батуми.

Но запомните главное: ни при каких обстоятельствах не предлагайте взятку или даже не намекайте на возможность «решить вопрос на месте». Такая инициатива гарантированно приведёт вас в полицейский участок, и ваш отпуск может неожиданно затянуться на долгие месяцы, если не годы.

Будьте внимательны и осторожны за рулём, соблюдайте правила в любой стране — это лучший способ сделать так, чтобы путешествие не было омрачено неприятными происшествиями.

А вам доводилось общаться с грузинской дорожной полицией? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Если вам интересны мои заметки о путешествиях, буду благодарен за лайк и подписку на канал. Спасибо!