В Крыму, правда, затопленный, а вот на Украине яхты из бетона даже плавают (или ходят) по Днепру под парусами.
Но, собственно, с крымского потопленника и развился мой интерес к этой теме. Уж очень необычно было узнать, что странная торчащая из воды бетонная конструкция — это не какой-то пирс, а … корабль.
Найти его можно в месте, где точно нет и никогда не было никаких пирсов — напротив поселка Яковенково на безлюдном берегу Керченского полуострова рядом с Опукским заповедником.
Выглядит сейчас эта конструкция не очень похожей на что-то плавучее. Хотя некоторые элементы все-таки угадываются, например, кнехты.
Это останки гордости советского довоенного судостроения — 130-метровгго бетонного плавучего дока подъемной силой 6000 т, который в ноябре 1941 года превратили в гигантскую плавучую баржу. На ней эвакуировали в Новороссийск Камыш-Бурунский завод(!) практически целиком.
Вот только до Новороссийска гигантская бетонная баржа так и не дошла: во время налета немецкой авиации она получила пробоину и затонула в этом безлюдном месте.
Кстати, по рассказам местных жителей, кроме оборудования и комбайновых моторов, на нем находились и промтовары (швейные машинки, посуда и прочее). Вот это «богатство» в первые годы после войны буквально собирали на берегу.
А это уже украинская яхта «Норд». И она тоже сделана … из бетона. Строили её еще в прошлом веке в Киевском яхт-клубе вместе с еще одной яхтой — «Риф».
На самом деле, бетонные корабли в прошлом веке, особенно в его начале, были не такой уж и редкостью, а одно время технология постройки судов из бетона даже считалась крайне прогрессивной и более перспективной, чем из металла и уж тем более из дерева.
Были даже военные бетонные корабли, как например, S.S. Atlantus. Он считается одним из самых знаменитых судов из этого материала. Спущенный на воду 5 декабря 1918 года он стал вторым бетонным кораблем в мире и использовался для перевозки американских солдат из Европы домой после Первой мировой войны.
Прослужил он, правда, не долго. Уже через два года его списали.
Еще одним известным бетонным кораблем считается S.S. San Pasqual. Начинал он в 1920-м качестве нефтяного танкера, но уже через год попал в шторм и серьезно пострадал. Три года бетонный танкер пытались отремонтировать, но из этого ничего не вышло. В итоге до самой войны это был плавучий склад у берегов Кубы.
Во время революции на Кубе "Сан Паскуаль» превратили в тюрьму для противников Че Гевары. Потом это был рыболовный клуб, а в 1990-м его переделали … в отель.
Сейчас это обычная заброшка.
Почему бетонные корабли поначалу были так популярны и перспективны, но так и не получили широкого распространения?
Перспективность была обусловлена рядом важных моментов.
Во время Первой мировой войны резко возросла потребность сразу у нескольких стран в кораблях различного назначения, которые нужно было строить очень быстро. В этом плане постройка из бетона в разы быстрее, чем традиционного корабля из стали. Кроме того, она не требовала большого количества высококвалифицированных кораблестроителей, как традиционные в то время корабли.
Второй фактор — цена. Бетонные корабли обходились в десяток раз дешевле, чем стальные. Кроме того, инженеров привлекало отсутствие коррозии у бетона и его негорючесть.
Вот только, как выяснилось в процессе эксплуатации таких кораблей, бетон оказался гораздо более хрупким, чем сталь, из-за чего большинство бетонных судов служили крайне мало своим владельцам. К тому же, поврежденные суда оказалось очень сложно ремонтировать, ведь невозможна были ни сварка, ни клёпка.
Да и бетон тяжелее металла, поэтому бетонные суда имели большую осадку, меньшую маневренность, плохо противостояли штормам и потребляли гораздо больше топлива...
Так что, бетонные корабли — это не фейк. Они действительно существовали и кое-где еще даже существуют в виде яхт из армбетона.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.