Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Фото — beton-house.com

В Крыму, правда, затопленный, а вот на Украине яхты из бетона даже плавают (или ходят) по Днепру под парусами.

Но, собственно, с крымского потопленника и развился мой интерес к этой теме. Уж очень необычно было узнать, что странная торчащая из воды бетонная конструкция — это не какой-то пирс, а … корабль.

Найти его можно в месте, где точно нет и никогда не было никаких пирсов — напротив поселка Яковенково на безлюдном берегу Керченского полуострова рядом с Опукским заповедником.

Выглядит сейчас эта конструкция не очень похожей на что-то плавучее. Хотя некоторые элементы все-таки угадываются, например, кнехты.

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине

Это останки гордости советского довоенного судостроения — 130-метровгго бетонного плавучего дока подъемной силой 6000 т, который в ноябре 1941 года превратили в гигантскую плавучую баржу. На ней эвакуировали в Новороссийск Камыш-Бурунский завод(!) практически целиком.

Вот только до Новороссийска гигантская бетонная баржа так и не дошла: во время налета немецкой авиации она получила пробоину и затонула в этом безлюдном месте.

Кстати, по рассказам местных жителей, кроме оборудования и комбайновых моторов, на нем находились и промтовары (швейные машинки, посуда и прочее). Вот это «богатство» в первые годы после войны буквально собирали на берегу.

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Фото — earth-chronicles.ru

А это уже украинская яхта «Норд». И она тоже сделана … из бетона. Строили её еще в прошлом веке в Киевском яхт-клубе вместе с еще одной яхтой — «Риф».

На самом деле, бетонные корабли в прошлом веке, особенно в его начале, были не такой уж и редкостью, а одно время технология постройки судов из бетона даже считалась крайне прогрессивной и более перспективной, чем из металла и уж тем более из дерева.

Были даже военные бетонные корабли, как например, S.S. Atlantus. Он считается одним из самых знаменитых судов из этого материала. Спущенный на воду 5 декабря 1918 года он стал вторым бетонным кораблем в мире и использовался для перевозки американских солдат из Европы домой после Первой мировой войны.

Прослужил он, правда, не долго. Уже через два года его списали.

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Фото — kladembeton.ru

Еще одним известным бетонным кораблем считается S.S. San Pasqual. Начинал он в 1920-м качестве нефтяного танкера, но уже через год попал в шторм и серьезно пострадал. Три года бетонный танкер пытались отремонтировать, но из этого ничего не вышло. В итоге до самой войны это был плавучий склад у берегов Кубы.

Во время революции на Кубе "Сан Паскуаль» превратили в тюрьму для противников Че Гевары. Потом это был рыболовный клуб, а в 1990-м его переделали … в отель.

Сейчас это обычная заброшка.

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Фото — beton-house.com

Почему бетонные корабли поначалу были так популярны и перспективны, но так и не получили широкого распространения?

Перспективность была обусловлена рядом важных моментов.

Во время Первой мировой войны резко возросла потребность сразу у нескольких стран в кораблях различного назначения, которые нужно было строить очень быстро. В этом плане постройка из бетона в разы быстрее, чем традиционного корабля из стали. Кроме того, она не требовала большого количества высококвалифицированных кораблестроителей, как традиционные в то время корабли.

Второй фактор — цена. Бетонные корабли обходились в десяток раз дешевле, чем стальные. Кроме того, инженеров привлекало отсутствие коррозии у бетона и его негорючесть.

Бетонные корабли - фейк или нет? Нашел один такой корабль в Крыму, еще несколько на Украине
Фото — earth-chronicles.ru

Вот только, как выяснилось в процессе эксплуатации таких кораблей, бетон оказался гораздо более хрупким, чем сталь, из-за чего большинство бетонных судов служили крайне мало своим владельцам. К тому же, поврежденные суда оказалось очень сложно ремонтировать, ведь невозможна были ни сварка, ни клёпка.

Да и бетон тяжелее металла, поэтому бетонные суда имели большую осадку, меньшую маневренность, плохо противостояли штормам и потребляли гораздо больше топлива...

Так что, бетонные корабли — это не фейк. Они действительно существовали и кое-где еще даже существуют в виде яхт из армбетона.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.