Китайский плацкарт: капсулы для сна вместо общих полок. Приживется ли это в России?

В интернете часто сравнивают наш родной плацкарт с зарубежными аналогами. Особенно много разговоров вызывают спальные вагоны в китайских скоростных поездах, например, на линии Пекин – Шанхай. Давайте сначала посмотрим, как они выглядят снаружи.

Многие думают, что это двухэтажные составы, но это не так. Это обычный одноэтажный вагон, просто окна расположены в два ряда: одно для нижнего места, другое — для верхнего, что и создает иллюзию второго этажа.

Сами спальные места расположены вдоль вагона, как наши боковые полки в плацкарте, но они длиннее — целых 195 сантиметров. Достигается это за счет оригинальной конструкции: ноги пассажира уходят в специальную нишу, которая одновременно служит столиком для соседа напротив.

Полки расположены не строго друг над другом, а со смещением. Представьте себе две наших боковых полки, поставленные рядом. В итоге получается такая планировка: по центру вагона идет проход, а по обеим сторонам от него — два ряда мест, расположенных вдоль борта.

Вагоны сделаны сквозными, без привычных нам тамбуров. Чтобы забраться на верхнюю полку, предусмотрена удобная встроенная лестница.

На верхних местах достаточно высоты, чтобы не только лежать, но и сидеть, скрестив ноги.

Каждое место — это, по сути, индивидуальная капсула, которую можно полностью закрыть шторкой для уединения.

А можно ли сделать российский аналог?

Я сначала скептически отнесся к идее, что такое можно воплотить в наших вагонах. Казалось, что места для стольких индивидуальных «капсул» в наших габаритах просто не найти.

Однако мой читатель Александр Азбель убедительно доказал обратное, прислав детальные схемы. Оказывается, подобная компоновка не только возможна, но и позволяет эффективно использовать пространство.

Для сравнения: классический советский плацкарт (схема без тамбуров, но в тех же размерах, что и на плане выше).

На схеме видно 54 места, плюс места в купе проводников и служебном отсеке. Если немного перепланировать служебные зоны, можно добавить еще пару боковых мест, доведя общее число до 60. В вагоне есть два туалета, а при переделке можно разместить и четыре.

А вот как мог бы выглядеть китайский плацкарт в тех же габаритах (два варианта схемы):

60 мест, причем все они ориентированы одинаково вдоль вагона. У каждого пассажира есть свое личное пространство, персональное окно и столик. Без проблем помещаются четыре туалета и раковины, или два туалета и два санузла с душем, или же можно добавить еще несколько мест к основным шестидесяти.

Обозначения на схемах:

Белый цвет – пол.

Серый цвет – спальная полка размером 3*1 условный квадрат. Темно-серый – открытая часть полки. Светло-серый – закрытая сверху часть (ниша), верхняя стенка которой служит столиком для соседа или границей служебного пространства.

Светло-серым также показаны столики, под которыми находится служебная зона.

Синий цвет – отведенная площадь под санузлы.

Красный цвет – служебное пространство для проводников, которое при желании можно переоборудовать под нужды пассажиров.

Нужен ли в России такой вагон?

У китайской концепции, безусловно, есть сильные стороны. Главное — это продуманное личное пространство. Пассажир путешествует в своей капсуле: у него есть столик, розетка, свет и шторка, чтобы отгородиться от остальных. Это решение для тех, кто ценит уединение.

Но есть и социальные отличия от нашей реальности. Пассажир верхней полки здесь фактически изолирован: он не может просто спуститься и сесть напротив, как в нашем плацкарте. Его зона — только его полка. Вторая непривычная деталь — система хранения багажа. В таких поездах его просто негде разместить в больших количествах.

Стоит помнить, что поезд Пекин – Шанхай — скоростной, и поездка занимает всего одну ночь. Для России такая планировка могла бы быть идеальной для маршрутов продолжительностью до 12 часов. А это значительная часть популярных направлений из Москвы. Командировочные, которые часто ездят налегке и хотят просто выспаться в дороге, наверняка оценили бы такие спальные капсулы.

А как вы думаете, прижился бы такой формат у нас? Купили бы вы билет в такой вагон-капсулу?