В Сети любят обсуждать аналоги российских плацкартов во всем мире. Чаще всего параллели проводят с китайскими спальными вагонами в скоростных поездах Пекин – Шанхай. Так они выглядят снаружи.
Впечатление о том, что это двухэтажные вагоны – ошибочное. В действительности, это обычный одноэтажный поезд, просто окна расположены отдельно для пассажиров нижнего и верхнего ряда мест.
Спальные места в вагоне ориентированы также, как боковые полки в нашем плацкарте, однако они длиннее (195 см) за счет того, что ноги пассажира убираются в «ящик», который одновременно является столиком для другого пассажира.
При этом места расположены со смещением по отношению друг к другу. Как если бы у нас было две боковых полки рядом.
Итого получается: проход по центру вагона, а затем справа и слева по два ряда расположенных вдоль мест.
Видим, что вагоны являются «сквозными». Никаких тамбуров нет. Для пассажиров верхних полок предусмотрена удобная лесенка.
На верхних полках достаточно пространства, чтобы ехать не только лежа, но и сидя.
Все места закрываются шторками.
Можно ли сделать российский аналог
Мне поначалу казалось, что такой вариант не подойдет для России, да и не влезет столько мест в габарит нашего вагона.
Однако мой читатель Александр Азбель опроверг мои доводы, прислав доказательства того, что подобное расположение мест отлично вписалось бы и в наши плацкарты.
Советский плацкарт (условная схема без тамбуров, привязанная по размерам к плану выше):
На схеме мы видим 54 места поперек и вдоль вагона, плюс два места в купе проводников, плюс два – в служебном купе. При ликвидации купе проводников и части служебного купе напротив можно разместить еще 2 боковых места, получив таким образом 60 мест. В вагоне также есть два туалета, при ликвидации служебного купе и титана можно разместить еще два туалета.
Китайский плацкарт (2 варианта условной схемы в точно тех же размерах):
60 мест, все места ориентированы одинаково, у каждого индивидуальное пространство, окно и столик. Легко размещаются четыре туалета и раковины для питья/умывания, или 2 туалета и 2 санузла с душем, или дополнительные места к 60.
Обозначения на схемах:
Белый цвет – пол.
Серый цвет – полка размером 3*1 квадратик, причем: темно-серый цвет – открытая сверху часть полки; светло-серый цвет – закрытая сверху часть полки (ниша), верхняя стенка которой служит столиком для соседнего пассажира или границей со служебным пространством вагона.
Светло-серым цветом обозначены также столики, пространство под которыми является служебным пространством вагона.
Синий цвет – пространство под санузлы.
Красный цвет – служебное пространство проводников, которое гипотетически можно переоборудовать под что-то более полезное.
Нужен ли в России такой вагон
У китайского плацкарта, безусловно, есть ряд преимуществ. В первую очередь это хорошо оборудованное личное индивидуальное пространство. Пассажир едет наедине с собой, ему никто не мешает. У него есть столик, розетка, лампочка и шторка, которой он может закрыться от внешнего мира.
Главное социальное отличие от российских вагонов тех же классов в том, что пассажир верхней полки не имеет никакого даже теоретического доступа вниз. Его удел – лежать у себя. Ну иногда может посидеть (не свешивая ноги) или пройти взад-вперед по поезду. Вторая особенность, которую не поняли бы российские пассажиры, – это куда девать вещи.
Поезд Пекин – Шанхай – скоростной и идет всего лишь одну ночь. Для России такая планировка тоже была бы вполне востребована на расстояния до 12 часов. А это большая часть пассажиропотока из Москвы. Командировочные, которые часто едут налегке и ждут от поезда лишь спокойного сна, с удовольствием купили бы такие капсулы.
А вы хотели бы поехать в таком поезде?